Компании со странностями


Несколько лет назад Эндрю Джангола проходил серию собеседований, чтобы занять руководящую должность в одной компании на Среднем Западе. Он навел необходимые справки и без труда узнал о существовании клуба жен высшего руководства компании. Члены клуба проводили вместе довольно много времени, вместе ходили на занятия живописью и керамикой и состояли в одном книжном клубе.

Джангола сообразил, что, если он станет работать в компании, его жене Вивиан придется присоединиться к клубу. Ее даже попросили прийти на одно из собеседований. Она очень приветливая, но независимая женщина, и ее муж подумал, что она может и не захотеть заводить друзей таким образом. Да и сам он был не в восторге от подобного клуба. “Я сразу вспомнил фильм “Степфордские жены”, – поясняет Джангола. – Мне категорически не нравится даже идея этого фильма”. И он не стал претендовать на открытую позицию в этой компании.

Когда вы слышите от нового работодателя: “У нас так принято”, то это скорее всего значит, что спорить и взывать к логике, разуму и здравому смыслу бесполезно. “Я избегаю компаний, которые настаивают на своей уникальности, своем особом пути”, – говорит руководитель компании – разработчика ПО, который просил не называть своего имени, опасаясь неприятностей.

Как же получается, что так много людей покупается на странности офисных культур? Дело в том, что далеко не каждый готов признать, что не вписывается в коллектив, и отказаться от зарплаты, перспектив карьерного роста, возможности жить там, где нравится. К тому же число предложений на рынке труда ограниченно, и поэтому очень многие “отождествляют себя с корпоративной культурой нынешнего работодателя, какой бы она ни была”, – говорит Джон Шермерхорн, преподаватель менеджмента из Университета Огайо. “Компании представляют собой мощную социальную силу. Необходимость принадлежности хотя бы к чему-нибудь часто перевешивает желание разобраться, к чему это ты принадлежишь”, – добавляет он.

Когда вы уже дали разумное объяснение странностям, принятым у вас на работе, единственный, кто может вернуть вас к реальности, – члены вашей семьи. Именно так произошло с Сабриной Хайз. Муж встряхнул ее за плечи и сказал: “Пора тебя вытаскивать оттуда”. Хайз работала в издательстве, специализирующемся на религиозной литературе. Там, где она жила, было мало издательств, и она с уважением относилась к их вере, которая была близка ее собственной, поэтому она согласилась на работу. “Это была не совсем моя конфессия, но работа там не противоречила моим убеждениям”, – говорит она.

В ее первый рабочий день на обязательное собрание персонала были приглашены священники. Сотрудники истово молились, много пели, размахивали руками и падали на пол. Картина казалась сюрреалистичной, учитывая, что все это происходило в офисе, но Хайз думала, что это единичный случай. “Я старалась мыслить широко и надеялась, что сумею привыкнуть”, – говорит она. Когда однажды к ней подошел один из членов руководства и стал молиться, чтобы бог послал ей детей, Хайз решила искать новую работу.

Часто проблема не в обычаях компании, а в том, насколько рьяно им следуют. Когда Марк Александер работал в компании – веб-разработчике, в ней придумали загадочную диаграмму, похожую на схему метро. “Со временем все забыли, что она означает”, – говорит он. Ее использовали в презентациях в PowerPoint и помещали на футболки, а у одного сотрудника ее изображение висело дома над камином. “Она стала идолом, маленьким Буддой”, – говорит Александер. Одного 50-летнего сотрудника, пошутившего насчет диаграммы, выкинули из компании. “У них не было времени перевоспитывать взрослых людей, которые отлично работали и пользовались уважением в реальном мире”, – говорит он. Некоторое время Александер терпел, но в конце концов нашел другую работу.

Когда в 1980-х гг. Билл Калмар работал вице-президентом банка, его компания приобрела другой банк. После слияния один из руководителей отделов спросил, могут ли они устроить традиционное празднование Хэллоуина для поддержания настроения сотрудников. Калмар колебался, так как в его банке придерживались более старомодных взглядов. Но в конце концов согласился. В день Хэллоуина возникла необходимость провести срочное совещание, на котором обсуждалось объединение компьютерных систем банков. За столом сидели Красная Шапочка, Пятачок и Крошка Енот. “Жуткое зрелище”, – говорит Калмар. (WSJ, 20.09.2005, Ирина Окунькова)