КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Нашел выход


Совладелец холдинга “Интеррос” Владимир Потанин нашел способ выйти из энергомашиностроительного бизнеса. Он договорился с РАО “ЕЭС России” о продаже 22,5% акций принадлежащих “Интерросу” “Силовых машин”. Если сделка состоится, энергохолдинг получит в концерне блокирующий пакет, ведь у входящего в РАО “Ленэнерго” уже есть 2,57% акций “Силовых машин”. Еще 30% акций из пакета “Интерроса” холдинг Потанина и РАО будут управлять совместно.

Но нельзя исключать, что сделка пойдет по иному сценарию. Газпромбанк, купивший в прошлом году “Атомстройэкспорт” – монопольного подрядчика по строительству российских АЭС за рубежом, ведет переговоры о покупке примерно 40% ОМЗ. Если сделка состоится, контроль над ОМЗ перейдет “Газпрому”. Ведь около 15% акций компании уже принадлежит “Газфонду”. Теоретически затем банку и РАО ничто не помешает вновь объединить “Силовые машины” и ОМЗ. Но на сей раз под государственным контролем. А если в сделку включить еще и ФГУП “Технопромэкспорт”, строящее за рубежом гидро- и тепловые электростанции, то государство объединит под одной крышей не только производителей энергетического оборудования, но и оба канала его поставки на экспорт.

К услугам РАО “Интерросу” пришлось прибегнуть не от хорошей жизни. Потанин давно пытается выйти из энергомашиностроительного бизнеса. Сначала он инициировал слияние “Силовых машин” с ОМЗ, с тем чтобы через несколько лет продать долю в объединенной компании. Но сделка была разорвана, когда появилась возможность немедленно продать все свои 74% “Силовых машин” немецкому Siemens. Правда, эту сделку заблокировало государство, и с тех пор “Интеррос” искал новый способ привлечения партнеров в машиностроение. Судя по всему, холдингу это удалось. Ведь одновременно со сделкой с РАО блокирующий пакет акций “Силовых машин” может отойти зарубежному инвестору. Наиболее очевидный претендент – все тот же Siemens. Есть и другой кандидат – General Electric. Но переговоры с ним начались совсем недавно, и не факт, что он захочет войти в сделку.

Если все пойдет так, как задумал “Интеррос”, то рано или поздно контроль над “Силовыми машинами” перейдет Siemens. Факта технологического отставания российского энергомашиностроения от зарубежных конкурентов никто не отменял. А РАО, так же как и “Интеррос”, не способно собственными силами преодолеть этот разрыв.

Но в этом случае как минимум одного зарубежного инвестора государство потеряет. Ведь Siemens интересуется только долей в “Силовых машинах”. Так что госкомпании рискуют взвалить на свои плечи спасение российского энергомашиностроения. Не буду говорить, что это невозможно. Но решение этой задачи может стоить госмонополиям значительных средств, которые те, в свою очередь, возьмут у потребителей. То есть у всех нас.