Прочь из тени


Торговые сети решили застраховаться от серых схем и выработали свои правила игры для обеспечения легализации импорта техники в Россию. Как стало известно “Ведомостям”, сегодня в РАТЭК руководство “большой четверки” – “Эльдорадо”, “М.Видео”, “МИР” и “Техносилы” – встретится с крупнейшими производителями электроники и бытовой техники.

Сети выступят с ультимативным заявлением, согласно которому зарубежные производители будут обязаны взять на себя ряд обязательств. Согласно разработанному заявлению, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, каждый иностранный производитель обязан до 1 октября предъявить в Федеральную таможенную службу (ФТС) оптовые прайс-листы своей продукции, расторгнуть контракты на поставку товаров в РФ, заключенные с нероссийскими юридическими лицами, и впредь заключать подобные контракты только с российскими юрлицами. Производителям будет предложено совместно с РАТЭК разработать и выполнять план-график перехода на прямые импортные контракты по товарным группам в рамках технологий приказа ГТК России № 727, а также организовать самостоятельный ввоз товаров в Россию. “В случае несогласия принять данные требования вся ответственность за наличие нелегального импорта товаров в РФ <...> ляжет на зарубежных производителей, которые <...> будут рассматриваться участниками рынка как пособники недобросовестных импортеров”, – говорится в заявлении. К тому же оптовые прайс-листы тех производителей, которые откажутся от добровольного сотрудничества с таможней, РАТЭК все равно самостоятельно направит в ФТС.

На прошлой неделе руководство ФТС настоятельно рекомендовало крупнейшим зарубежным производителям электроники и бытовой техники как можно скорее переходить на прямые поставки своей продукции на российский рынок. Для этого компаниям было рекомендовано представлять списки поставщиков, через которых они ввозят свою продукцию в Россию, а также прайс-листы, содержащие актуальные цены на выпускаемый ими товар. Следующим шагом ФТС предложила создать центр по сбору ценовой информации при Минэкономразвития, который был бы полностью независим от таможенных органов. Таким способом ФТС намерена выявить фирмы-однодневки и ликвидировать серый импорт.

После недели переговоров сети решили, что отвечать перед ФТС должны поставщики, а для борьбы с серым импортом сначала надо пересмотреть взаимоотношения с производителями. Серьезность намерений сетей подтверждают планы “Эльдорадо” и “М.Видео”. Компании, по экспертным данным, контролирующие до половины российского рынка электроники и бытовой техники, решили совместно бороться с серым импортом. “Мы ведем переговоры об объединении наших систем закупок у прямых поставщиков”, – подтвердили “Ведомостям” в руководстве “Эльдорадо”. “Процесс сложный, переговоры проходят каждый день, вчера мы разошлись в формулировках”, – говорят в “М.Видео”.

Опрошенные вчера “Ведомостями” производители техники и электроники об ультиматуме продавцов не знали, но само требование предъявить прайс-листы их не пугает. “Мы и так работаем открыто, все наши прайс-листы лежат в свободном доступе на нашем сайте”, – говорит Алексей Корякин, руководитель направления телевизионной техники и мониторов компании Philips Consumer Electronics. “Все производители за цивилизацию и закон, главное, чтобы все были в равных условиях”, – согласен Дмитрий Кержанович, директор по маркетингу и рекламе Candy Elettrodomestici. Представитель другой крупной компании-производителя говорит, что “по большому счету производителям все равно, с кем сотрудничать”.