Российские компании нарасхват


“Рынок [слияний и поглощений] заметно оживился. Многие иностранцы смотрят на российские активы, а крупные отечественные компании консолидируются, чтобы повысить свою капитализацию”, – отмечает начальник отдела слияний и поглощений МДМ-банка Олег Сеньков. Свою лепту в рост рынка M&А вносит и государство, говорит главный экономист Brunswick UBS Ал Брич: оно усиливает свое присутствие в экономике за счет многочисленных приобретений, совершаемых госкомпаниями.

В результате в прошлом году, по данным Ernst & Young, объем рынка M&А вырос на 70% до $30 млрд. Правда, без продажи “Юганскнефтегаза” за $9,35 млрд рост был бы гораздо скромнее – всего 21%. У Mergers.ru получились другие цифры – $26,8 млрд за 2004 г. без учета “Юганска”, говорит управляющий директор проекта Юрий Игнатишин. “Это нерыночная сделка”, – объясняет он.

Mergers.ru не учитывал по итогам прошлого года еще несколько крупных приобретений, например покупку американской ConocoPhillips 7,6% акций “ЛУКОЙЛа”. “Аукцион состоялся в прошлом году, но ConocoPhillips консолидировала пакет в январе 2005 г.”, – отмечает Игнатишин. А покупка “Газпромом” долей в шельфовых проектах “Роснефти” была согласована с антимонопольными органами лишь в начале этого года. В марте 2005 г. закрылась еще одна прошлогодняя сделка – приобретение “Русалом” 20% акций австралийского Queensland Alumina, крупнейшего в мире глиноземного завода.

Все они отражены в новом исследовании (см. таблицу), согласно которому в первом полугодии 2005 г. объем слияний и поглощений в России составил $24,2 млрд, говорит Игнатишин. Результат мог быть еще выше, замечает Сеньков, напоминая о сорвавшихся сделках – “Газпрома” и “Роснефти”, Total и “НОВАТЭКа”, Siemens и “Силовых машин”. Но все равно итог первого полугодия на 71% превысил показатели января – июня 2004 г. При этом средняя цена сделки выросла вдвое – с $24,9 млн в 2004 г. до $48,9 млн в этом году. Правда, число сделок увеличилось всего на 10%.

Самые популярные у инвесторов отрасли – по-прежнему услуги, транспорт и торговля. На них пришлось 16,6% сделок (18,5% в 2004 г.). За ними опять следуют пищевая промышленность и финансово-страховой сектор – 15,7% и 13,3% соответственно (12,9% и 10,9%). Впрочем, по объему сделок до нефтяников и металлургов им еще далеко. На покупку нефтяных, газовых и угольных активов в первом полугодии, по данным Mergers.ru, было потрачено более $8,2 млрд, а металлургических – около $6,2 млрд. Объем сделок в сфере услуг, торговли и транспорта при этом составил всего $1,1 млрд, и ни одна из них не вошла в двадцатку крупнейших.

В прошлом году, по данным Mergers.ru, доля иностранцев в общем объеме сделок составила 11% (около $3 млрд), а в первом полугодии 2005 г. – уже 30% ($5,8 млрд). Но и российские компании не менее активно вкладывают за рубежом – $2,6 млрд за шесть месяцев 2005 г. Крупнейшей в этом году заграничной покупкой стало приобретение “Северсталью” 62% акций итальянской группы Lucchini за 430 млн евро.

Число и объем слияний и поглощений в ближайшее время будут только расти. К концу года, по оценкам Игнатишина, объем сделок по слиянию и поглощению составит не менее $38 млрд без учета возможных мегасделок вроде покупки “Газпромом” “Сибнефти”. С учетом этой сделки рынок вырастет в разы, прикидывает Сеньков. Газовый монополист намерен приобрести 72% акций нефтяной компании, рыночная стоимость которых составляет сейчас порядка $12 млрд.

“Это только начало, – уверен управляющий директор “Антанты Капитал” Евгений Коган. – Скоро мы увидим вал слияний и поглощений, причем не в традиционных нефтегазовой и металлургической отраслях, а в ритейле, потребительских товарах и строительстве”. Будущий год обещает стать удачным для российского рынка слияний и поглощений, говорит гендиректор “ИНГ Банк (Евразия)” Хандрик тен Бош. Основной движущей силой, по его мнению, останется нефтегазовая отрасль, а после реструктуризации РАО ЕЭС возрастет роль электроэнергетики. После приватизации “Связьинвеста” телекоммуникационные компании будут одним из важнейших компонентов рынка М&A, полагает тен Бош.

Брич беспокоится, что возрастающая активность госкомпаний может привести к снижению конкуренции и эффективности: “Вопрос в том, как далеко это зайдет”. Благодаря хорошей внешнеэкономической конъюнктуре у них скопилось много свободных денег, которые надо куда-то вкладывать, говорит главный экономист ОФГ Ярослав Лиссоволик. Частным компаниям приходится с этим считаться. “Нельзя гарантировать, что растущее присутствие российского государства в нефтегазовом секторе не окажет отрицательного финансового воздействия на компанию”, – говорится в инвестиционном меморандуме ТНК-ВР.