Сенаторы запутались в бюджете


Сегодня Госдума примет в первом чтении проект федерального бюджета на 2006 г. Думское большинство – фракция “Единая Россия” уже объявила о своей готовности проголосовать “за”. “Мы разделяем ответственность с правительством за проект бюджета”, – говорит один из руководителей “Единой России”, вице-спикер Госдумы Олег Морозов. По его словам, все разногласия между правительством и его фракцией были сняты во время так называемого “нулевого чтения”: депутаты убедили Минфин повысить планку отчисления дополнительных доходов в стабилизационный фонд с $20 до $27 за баррель нефти Urals, увеличить прогноз средней цены до $40 за баррель и нарастить госрасходы – с 3685 млрд руб. до 4253 млрд руб.

Но на этом дискуссии вокруг бюджета не закончатся – свою лепту в разработку главного финансового документа страны решил внести Совет Федерации. Вчера бюджетный комитет Совета Федерации направил министру финансов Алексею Кудрину список вопросов, возникших у сенаторов при изучении расчета доходов бюджета. Как следует из имеющейся у “Ведомостей” копии этого письма, сенаторам непонятно запланированное в бюджете снижение собираемости налога на прибыль (с 97,7% до 90,3%). А также неясен расчет поступления дополнительных 28,5 млрд руб. налога на прибыль и 61,6 млрд руб. налога на добавленную стоимость (НДС), которые должны появиться в бюджете “в результате контрольных мероприятий налоговых органов”.

Удивляет членов бюджетного комитета и указанная в пояснительной записке гигантская сумма выпадающих доходов от “предоставления льгот” по НДС – 899 млрд руб. Они хотят знать, почему на возмещение компаниям НДС вместо нынешних 49% общей суммы собранного налога в бюджете-2006 предусмотрено лишь 42,8%. И отчего в расчетах поступлений от табачных акцизов цена на сигареты без фильтра снижена на 27,2% от расчетной цены бюджета-2005.

Сенаторы не забыли, что в июне Минфин, защищая в Госдуме поправки по налогу на прибыль, оценивал потери региональных бюджетов от этих изменений в 49,7 млрд руб. И теперь требуют объяснить, почему в бюджете-2006 эти потери усохли уже до 27,1 млрд руб. Зато ожидаемые доходы регионов от малого бизнеса удивительным образом выросли с прогнозируемых Минфином 1,5 млрд до указанных в проекте бюджета 7,7 млрд руб. Не понятно членам Совета Федерации, почему сборы регионов от подоходного налога в следующем году вырастут на 20,8%, от налога на имущество организаций – на 44%, а от налогов на малый бизнес и сельскохозяйственных производителей – сразу в 1,5 раза. Именно такие показатели значатся в расчетах бюджета.

“Мы не можем голосовать за бюджет, пока у нас нет необходимой информации для принятия решения, – сообщил “Ведомостям” председатель бюджетного комитета Совфеда, сенатор от Ростовской области Евгений Бушмин. – Поэтому мы будем добиваться содержательных ответов”. В Минфине от комментариев отказались. “Мы ответим по существу, когда подготовим всю необходимую информацию”, – объясняет чиновник Минфина. Но сенатор от Перми и член бюджетного комитета Татьяна Попова сетует, что “обычно Минфин отделывается дежурными объяснениями – дескать, вы просто считать не умеете”.

Алексей Макаркин из Центра политических технологий не думает, что сенаторы смогут серьезно препятствовать принятию бюджета, да и цели такой у них нет. Однако среди членов Совета Федерации очень много статусных фигур, которым совсем не хочется превращаться “в коллективный штамп”, объясняет придирчивость сенаторов эксперт. К примеру, сенатским бюджетным комитетом руководят сразу два бывших заместителя министра финансов – Евгений Бушмин и Владимир Петров. “Они хотят влиять на бюджетный процесс хотя бы лично, если на это не способна организация, в которой они трудятся”, – заключает Макаркин.