Смена локомотива


В 2006–2007 гг. российская экономика будет расти на 6% в год, а в последующее трехлетие – на 5,5% ежегодно, прогнозирует голландский банк ING в опубликованном на днях докладе “Возможности роста”. Этого мало, чтобы удвоить ВВП (7,2% в год), на чем настаивает Владимир Путин, но по международным меркам такой результат совсем не плох: МВФ прогнозирует, что в 2005 и 2006 гг. мировая экономика будет прибавлять по 4,3% в год. Впрочем, удваивать ВВП сейчас не берется и правительство – в программе развития страны до 2008 г. даже по оптимистичному сценарию экономика будет расти на 5,8–6% ежегодно.

“В отдельных секторах удвоение объемов производства все же возможно”, – говорит автор доклада, главный экономист ING Юлия Цепляева. По ее прогнозу, быстрее всего будут развиваться торговля (рост на 7,5–8% в год), строительство (8,5%), транспорт и коммуникации (6,5–8,5%) и сектор, связанный с продажей и обслуживанием недвижимости (7,5–8%). Росту в этих отраслях будут способствовать усиливающийся потребительский спрос и отсутствие конкуренции с импортом. А транспортников к тому же поддержат массированные госинвестиции.

“Это общая логика развития, – соглашается с аргументами ING главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – [В конце 1990-х] загрузка мощностей в добыче природных ресурсов, металлургии и химии была на низком уровне, но мы подошли к пределу – даже если вложить туда гигантские средства, там будет бурный рост только через пять лет”. Хотя на добывающие отрасли приходится 77% российского экспорта, темпы их роста замедлились. Даже не будь дела “ЮКОСа”, темпы роста добывающих отраслей в этом году, по оценке Цепляевой, не превысили бы 5,3% (прогноз ING на 2005 г. – 3,7%). Одна из причин – рост налоговой нагрузки на нефтяников: за их счет государство повышает пенсии и зарплаты бюджетников, подстегивая потребительский спрос и стимулируя торговлю.

Снижаются и темпы роста обрабатывающих производств. По прогнозу ING, в 2005–2010 гг. они будут расти на 5–6%. Лидерами станут отрасли, в наименьшей степени конкурирующие с импортом, – например, пищепром. А укрепление рубля и ослабление тарифных барьеров осложнит положение автопрома и авиапрома.

Розничная торговля может еще долго тянуть за собой экономику, соглашается директор по корпоративным финансам “Копейки” Виктор Шлепов. “Впрочем, бизнес ритейлоров и так в последние годы растет на 50–100% в год”, – добавляет он. “Структура экономики меняется на глазах, – шутит директор департамента маркетинга корпорации “Инком-Недвижимость” Сергей Елисеев. – Раньше дорогие загородные дома покупали топ-менеджеры нефтяных компаний, а сейчас среди покупателей встречаются и руководители розничных сетей и IT-компаний”.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Владимир Сальников считает, что машиностроение не стоит списывать со счетов, – отрасль, конечно, страдает от конкуренции с импортом, но в ней появляются очаги роста в виде сборочных предприятий. “Рост потребительского сектора и есть та диверсификация экономики, о которой мечтают чиновники”, – говорит экономист ОФГ Ярослав Лиссоволик. “Рост за счет торговли и услуг вполне приемлем, но это не отвечает пожеланиям правительства, которое ориентировано скорее на развитие сектора высоких технологий и машиностроения”, – констатирует Цепляева.

Чиновников ситуация действительно не устраивает. “Рост ВВП во многом будет обеспечиваться потребительским спросом, – соглашается директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. – Но, чтобы остаться конкурентоспособными в мире, нужен рывок в других отраслях, например в авиа- и автопроме”. “Мы живем не в Норвегии, где люди работают в сфере услуг и на нефтедобыче, нам нужен более равномерный рост по всем направлениям”, – резюмирует Гавриленков.