100 млн евро за сговорчивость


В этом месяце было объявлено об одной из крупнейших за всю историю сделок на алкогольном рынке. Французская компания Pernod Ricard сообщила, что покупает британскую Allied Domecq за $14,2 млрд. Сделку одобрили 99,8% акционеров. В результате Pernod Ricard станет вторым после Dieago продавцом алкоголя в мире.

Но выиграют от сделки не только ее участники и акционеры двух компаний. Вчера Pernod Ricard объявила, что заключила договор с S.P.I. Group на эксклюзивную дистрибуцию водки Stolichnaya на ключевых рынках мира (в США, Канаде, Мексике, Великобритании, Греции, Австралии, Франции). По данным агентства Impact Databank, в 2004 г. продажи S.P.I. составили $3,59 млрд, из которых на Stolichnaya приходится $2,04 млрд. Это второй по популярности водочный брэнд в мире после Smirnoff. Соглашение между компаниями предусматривает и эксклюзивное право французов выкупить сам брэнд Stolichnaya. Если S.P.I. захочет этого, у Pernod Ricard будет приоритетное право на покупку и эксклюзивное право на ведение таких переговоров в течение определенного периода. Сумма сделки – 100 млн евро.

Эти деньги владельцу S.P.I. Юрию Шефлеру удалось заработать, включив в прошлом году в договор с прежним партнером, Allied Domecq, особый пункт. Как рассказал “Ведомостям” вице-президент Pernod Франциско де ля Вега, у S.P.I. было право расторгнуть договор с Allied Domecq, если на нее объявится покупатель. Что, по словам источника в S.P.I., и было сделано. Условия расторжения договора в компании раскрыть отказались. Но не будь такого пункта в договоре, права на продажу Stolichnaya просто достались бы новому владельцу Allied Domecq.

Де ля Вега подтвердил “Ведомостям”, что его компания намерена приобрести брэнд Stolichnaya, если S.P.I. захочет продать его. Пока компании не начинали переговоров. Заместитель председателя совета директоров S.P.I. Андрей Скурихин подтверждает, что впоследствии Stolichnaya может быть продана Pernod Ricard. Президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко думает, что брэнд Stolichnaya стоит около $400 млн. Журнал Forbes оценил личное состояние Шефлера в $680 млн (45-е место), но в S.P.I. утверждают, что деньги, заработанные на новом договоре, не пойдут в копилку владельца компании, а будут потрачены на развитие брэндов S.P.I.

Вместе со Stolichnaya французская компания получает билет на судебную войну с госпредприятием “Союзплодоимпорт”. Ему принадлежат права на марку в России. В прошлом году ФКП обратилось с иском против Allied Domecq и S.P.I. в федеральный окружной суд Нью-Йорка. А летом несколько американских потребителей во главе с жителем Калифорнии Мэттью Фрейем обратились в Верховный суд штата с иском против S.P.I. и американских “дочек” Allied Domecq. Фрей обвиняет компании, что они вводят потребителей в заблуждение, когда пишут на этикетке Stolichnaya место ее происхождения – Russian Vodka, и требует компенсации.

Де ля Вега отказался комментировать судебные риски компании, переадресовав вопросы к S.P.I. как владельцу брэнда. Он лишь упомянул, что сейчас Pernod Ricard “ведет переговоры с российским государством” о судьбе брэнда Stolichnaya, но не стал раскрывать их сути. “Мы уверены, что вернем себе права на эти брэнды и в России”, – говорит Скурихин.

В ФКП “Союзплодоимпорт” не стали комментировать соглашение S.P.I. с Pernod Ricard до выяснения его деталей. Гендиректор ФКП Владимир Логинов заявил, что госкомпания не собирается отказываться от борьбы за права на Stolichnaya за рубежом. Представляющий интересы ФКП в американском суде адвокат Дэвид Куинто утверждает, что появление соглашения с Pernod Ricard не окажет никакого влияния на процесс в отношении Allied Domecq и S.P.I.