ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ: Мой выбор – недвижимость


В молодые годы я не уделял повышенного внимания личным вложениям, даже когда работал на фондовом рынке в банках и финансовых компаниях. Остававшуюся от повседневных трат часть заработка просто помещал на депозиты в крупных российских банках, в частности Сбербанке. К отечественным кредитным организациям у меня всегда было больше доверия, чем к “дочкам” иностранных банков. Преимущественно это были долларовые вклады. До 2002 г. из них состояли почти все мои накопления.

К слову, я никогда не открывал депозиты в банках, где работал. Причина проста: деньги на депозите принадлежат банку, если он лопнет, можно одновременно потерять и источник доходов, и сбережения.

Впрочем, в то время мои накопления были не столь большими, чтобы всерьез думать об альтернативных инструментах вложений.

Когда же мне исполнилось тридцать, я вдруг осознал, что пенсия не за горами и пора всерьез подумать о том, как к 60 годам создать систему личного пенсионного обеспечения. Изучая зарубежный опыт построения пенсионных систем, я убедился, что деньги на старость нужно накапливать и хранить отдельно, подальше от всех остальных.

Поэтому первое, что я сделал, – открыл страховую накопительную программу и ежегодно отчисляю туда часть дохода. Надеюсь, что моя будущая пенсия станет составлять порядка 80% от нынешней зарплаты. На вложенные деньги начисляется очень небольшой доход – 3–4% годовых в валюте. Но в данном случае размер дохода не имеет для меня решающего значения, ведь такая страховка не является механизмом приращения капитала. Это просто надежно спрятанный “мешок денег”, который должен обеспечить мне спокойную старость.

Выбранная программа также предусматривает страхование жизни на крупную сумму. Это важно, поскольку сейчас я основной источник доходов для моей семьи. Теперь в случае гибели застрахованного ожидаемая к моему 60-летию сумма накоплений будет выплачена наследникам.

Предпочтение было отдано западной страховой компании, которая входит в десятку крупнейших в мире и которая имеет представительство в России – мне хочется постоянно поддерживать связь со страховщиком, следить за состоянием накоплений.

Кроме такого пассивного инвестирования я веду и активные операции. Их несколько. Часть личных средств сейчас инвестирована напрямую в недвижимость. Причем не жилую, а коммерческую. Около двух лет назад мы с партнерами приобрели одно офисное помещение на Варшавском шоссе в Москве, чтобы сдавать площади в аренду. Выбрали отделанный под офисы корпус завода. Такой объект инвестирования, как нам кажется, лучше всего подходит для достижения поставленной цели.

Сегодня это вложение “на выходе” дает нам около 20% годовых в долларовом эквиваленте. Если у вас есть возможность купить 10–20 кв. м коммерческой недвижимости, искренне рекомендую это сделать. На это потребуется примерно $20 000–60 000. Если скооперируетесь с друзьями и наберете денег на покупку 100 и более квадратных метров – обычно это целый блок в офисном центре, – еще лучше. На такой объект легче найти арендатора на максимальный срок.

А в конце прошлого года я вложил деньги в ипотечные закладные бумаги. Их оформляют ипотечные банки при выдаче клиентам кредитов на покупку недвижимости. Сейчас реально приобрести закладные на сумму от $1 млн. Это достаточно надежный и доходный инструмент для инвестора. Покупатель закладной фактически имеет гарантию, что заложенная недвижимость и ее владелец проверены, все риски (жизнь заемщика, сама квартира и проч.) застрахованы. Ведь банком выполнены все те операции, которые сам инвестор вряд ли сможет осуществить, лично одалживая кому-то деньги на покупку жилья. Каждый раз, когда заемщик платит в кассу банка-кредитора очередной взнос, деньги перечисляются собственнику закладной (часть тела кредита и набежавшие за очередной срок проценты). А доход от приобретенных мною закладных составляет около 15% годовых.

Часть средств – примерно 10% моих сбережений – до последнего времени по-прежнему оставалась на депозитах, это самый ликвидный актив. Я придерживаюсь правила хранить деньги в той валюте, в которой собираюсь их тратить. Как и прежде, я больше верю российским банкам, тому же Сбербанку. В какой-то момент я поступился принципом не держать деньги там, где работаю, и часть денег разместил в БИН-банке (наша компания входит в финхолдинг “БИНАФИ”, структуру, подконтрольную этому банку), потому что у него было заманчивое предложение: рублевый вклад под 14% годовых. Сейчас, правда, ставка составляет 12%.

Сугубо спекулятивная часть моего портфеля – вложения в российские акции – до середины лета этого года была невелика. Однако летом индекс РТС начал расти как на дрожжах. Поэтому, чтобы не упускать шанс заработать на этом росте, я перевел большую часть банковских вложений на фондовый рынок.

Впрочем, к вложенным в акции деньгам я отношусь спокойно, четко понимая, что их можно прирастить, а можно и потерять. У меня есть доверенный трейдер, который отвечает за этот портфель. Я верю в его мастерство, верю, что он найдет правильное инвестиционное решение лучше меня, поэтому не слежу за всеми его манипуляциями. Так что сейчас даже не могу точно сказать, в какие именно бумаги вложены мои деньги. Главное – результат. А он меня вполне устраивает. За прошлый год мой портфель акций подорожал на 20%, что более чем втрое выше прироста индекса РТС.

Если же говорить об общей структуре моих инвестиций без учета пенсионных накоплений, то примерно по 40% приходится на коммерческую недвижимость и закладные, чуть менее 20% – акции, остальное – банковские вклады. Такая инвестиция сегодня мне представляется наиболее оптимальной.