“Газпром” нашел новых помощников


Газпром” ведь давно говорит, что подрядчиков по Штокману будет много, но это не значит, что они станут непосредственными участниками проекта”, – отмечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. По его словам, выбор “Газпрома” пал на японские компании потому, что эта страна – крупнейший в мире импортер СПГ и здесь накоплен богатый опыт его транспортировки. Того же мнения и Сергей Суверов из Газпромбанка. По его словам, японские компании обладают уникальными технологиями разработки логистических схем и большим опытом в строительстве танкеров-газовозов. “В какой-то мере выбор “Газпрома” можно объяснить также желанием продемонстрировать лояльность к этой стране после того, как ее компании не попали в шорт-лист по Штокману”, – уверен эксперт.

Как сообщили вчера японские партнеры “Газпрома”, компании Itochu Corporation и Mitsui O.S.K. Lines, они подписали с российской газовой монополией меморандум о проведении анализа технической осуществимости транспортировки СПГ в США со Штокмановского месторождения. В сообщении говорится, что о своем желании участвовать в этом бизнесе Mitsui и Itochu заявили “Газпрому” еще несколько лет назад и представили свои исследования по проекту. Как сообщила представитель Itochu, которую цитирует Reuters, японские компании планируют вместе с “Газпромом” поставить в Северную Америку в 2010 г. до 15 млн т СПГ. Потенциальную стоимость сделки она не назвала.

Пресс-секретарь председателя правления “Газпрома” Сергей Куприянов сказал “Ведомостям”, что меморандум о взаимопонимании с японскими компаниями был подписан еще 1 сентября. Он пояснил, что в разработке Штокмановского месторождения и маркетинге газа монополия в первую очередь будет сотрудничать с компаниями, вошедшими в шорт-лист претендентов на участие в проекте. Но по отдельным направлениям, по его словам, возможно привлечение и других компаний, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.

Шорт-лист по Штокмановскому проекту был объявлен “Газпромом” неделю назад. В него вошли норвежские Hydro и Statoil, американские Chevron и ConocoPhillips и франко-бельгийская Total. Из их числа позднее будут выбраны два-три участника проекта. Японские же компании Mitsui и Sumitomo были отсеяны на первой стадии отбора.