“Меняйте директоров!”


Бурное обсуждение проблем авиапрома на заседании правительства отодвинуло на второй план даже саму стратегию его развития. Стратегия была одобрена, однако премьер Михаил Фрадков потребовал от докладчика – министра промышленности Виктора Христенко – решительных мер: “Собирайте всех ежедневно, меняйте людей, меняйте картинку”. Христенко согласился, что несправляющихся директоров надо менять, но посетовал, что у него нет полномочий, поскольку это прерогатива Федерального агентства по промышленности (Роспрома). “Меняйте! – ответил на это Фрадков. – Предел терпения наступает”. Премьер считает, что одного руководителя Роспрома Бориса Алешина для спасения авиационной промышленности мало и Христенко должен ежедневно заниматься отраслью.

“Если директор не справляется, его надо менять, но наш справляется”, – считает замгендиректора Воронежского авиазавода (ВАСО) Александр Анохин. “Это нормальная позиция собственника, если человек не справляется со своими функциями, то он не должен занимать руководящую должность”, – соглашается с премьером гендиректор Финансовой лизинговой компании (ФЛК) Евгений Зарицкий. Впрочем, он оговаривается, что для тех заводов, с которыми сотрудничает ФЛК, проблема руководящих кадров неактуальна. А вот гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин считает, что ответственность за кризис авиапрома лежит на чиновниках. “Правительству нужно не директоров заводов менять, а политику финансовой поддержки отрасли”, – возмущается он. “Когда Airbus обошел бессменного лидера – Boeing, Джордж Буш не увольнял его руководство, а увеличил субсидии”, – напоминает Хайруллин. Несправедливым считает заявление Фрадкова и гендиректор ульяновского “Авиастар-СП” Виктор Михайлов. “Премьер ищет причину [кризиса авиапрома] там, где ее нет, – отмечает Михайлов. – Конечно, старое поколение должно уходить, но именно благодаря ему отрасль сохранила старые достижения и традиции, эти директора не дали полностью развалить авиапром”. Правительству он советует задуматься над увеличением госсубсидий, “нормальной” организацией авиализинга и более удачным “подбором председателей совета директоров”. А по мнению менеджера одной из авиастроительных компаний, “все эти крики раздавались в Белом доме потому, что правительство не понимает, что ему делать с авиапромышленностью, и ищет крайних. Если снимать директоров тех заводов, которые сейчас стоят, то увольнять придется почти всех – правда, непонятно, на кого менять”.

“Развал авиапромышленности – следствие прежде всего безволия правительства, – считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Но и многих директоров пора уволить”.