Надежность – это еще не все


J.D. Power составляет рэнкинг удовлетворенности покупателей (сокращенно APEAL) уже десятый год. В исследование 2005 г. было включено более 50 новых или усовершенствованных машин по сравнению с 43 подобными машинами годом раньше. Опрос был проведен среди более чем 115 000 владельцев новых машин в течение 90 дней с момента покупки. Среди критериев, по которым автовладельцы оценивают свои машины, – работа двигателя и трансмиссии, плавность хода, легкость в управлении, эффективность тормозов, удобство салона и сидений, работа кондиционера и вентилятора, качество аудиосистемы, дизайн и проч. Максимально возможная сумма баллов – 1000.

Победитель в опросе 2005 г. – брэнд Porsche – набрал 908 баллов, средний балл по отрасли – 855. Эксперты J.D. Power отмечают, что средний балл автомобилей, т. е. оценка потребителями своих машин, становится с каждым годом все выше. В какой-то степени это происходит благодаря обновлению модельных рядов. На рынке постоянно появляются или новые машины, или более совершенные модификации старых, они в первую очередь прибавляют очки автопроизводителям.

По мнению экспертов компании, в то время как дизайн автомобиля остается важнейшим фактором для покупателей новых машин, элементы оснащения салона, такие как удобство сидений, в последние пять лет приобрели большее значение.

“На рынке появляется все больше и больше образцов нового дизайна, и производителям все сложнее сделать так, чтобы их новые модели выделялись среди других, – говорит Чанс Паркер, исполнительный директор по исследованиям и аналитике J.D. Power. – Стиль машины жизненно необходим для того, чтобы машину можно было узнать в дорожном потоке. Потребителям все больше нравятся модели, в которых воплощены новые технические решения, которые делают вождение более приятным”.

Любопытно, что надежность автомобилей не является для покупателей решающим фактором, влияющим на их удовлетворенность новым автомобилем. Например, лидер рэнкинга – Porsche в майском рэнкинге надежности J.D. Power (составляется по числу дефектов в новом автомобиле) занял лишь 32-е место, идущая вслед за Porsche марка Land Rover по надежности лишь 34-я, а самый надежный автомобиль Америки – Lexus – в рэнкинге удовлетворенности лишь третий – правда, с незначительным отрывом.

В отдельных номинациях удивила корейская Kia, автомобиль которой впервые занял 1-е место: Kia Amanti стала первой в сегменте “высший средний класс” (класс Е по европейской классификации, в Европе продается как Kia Opirus).

“Kia Amanti расценивается американцами как семейный автомобиль. Он столько стоит, хотя относится к классу представительских седанов, – говорит Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний “Рольф”. – Секрет этого автомобиля – высокая комфортность. А еще здесь сыграл роль эффект превзойденных ожиданий. У американцев намного выше автомобильная культура, и они рассматривают автомобиль просто как средство передвижения. Покупали недорогой автомобиль “лишь бы ездил”, а он вдобавок оказался надежным и комфортным”.

“В России Kia Amanti продается как Opirus, стоит от $32 000 до $42 000, – говорит Дмитрий Пахомов, менеджер по маркетингу московского представительства Kia Motors. – Она позиционируется в бизнес-классе. Продажи этой модели в России очень скромные – порядка 150 автомобилей в год – по причине недооцененности брэнда. Россияне пока не верят в то, что корейский автомобиль может дорого стоить и позиционироваться в представительском классе”.

Авторы отчета также выяснили, что машины, получающие самые высокие оценки в APEAL, обычно задерживаются на стоянках дилеров меньше других. Например, Nissan Murano, первый в сегменте среднеразмерных внедорожников, ждет своего покупателя 47 дней по сравнению со средним показателем по сегменту 72 дня.

“Для того чтобы продать машины с высоким APEAL, реже приходится проводить масштабные кампании по продвижению продукта, чтобы привлечь покупателей и разгрузить стоянки”, – говорит Паркер. В результате более высокую прибыль получают и производитель, и дилер.