Газпромбанк продал AEB


Газпромбанк купил 51% акций АЕВ во время приватизации банка в 1996 г. Но в течение 2000 г. по 8,5% акций было продано гендиректору AEB и давнему другу семьи бывшего предправления “Газпрома” Рема Вяхирева Михаилу Рахимкулову и венгерскому предпринимателю Габопу Петре. После серии сделок пакет Газпромбанка в АЕВ сократился до 25,5%.

Но в сентябре 2002 г. Газпромбанк решил восстановить контроль над венгерским банком. Однако вскоре президент Газпромбанка Юрий Львов покинул свой пост, а его преемник Андрей Акимов вернулся к этому вопросу осенью 2003 г. Интерес к венгерскому рынку в Газпромбанке объясняли предстоящим вступлением этой страны в ЕС. Кроме того, AEB уже приобрел известность на европейском рынке в качестве партнера “Газпрома”.

Тогда же увеличить свой пакет до 46% собрался и Рахимкулов. Он заявил, что поддерживает стремление “Газпрома” увеличить свою долю, ведь чтобы компания эффективно работала, в ней должен быть не один крупный акционер, а несколько. Сам Рахимкулов сумел довести свой пакет акций венгерского банка до 74,5%.

О том, что Газпромбанк выставил свой пакет на продажу, стало известно в марте этого года. Тогда пакет был оценен в $80 млн. На балансе Газпромбанка акции AEB значились как “активы для продажи” и оценивались в $98,3 млн. А на начало 2005 г. они учитывались на балансе в $65,7 млн. В отчетности банка по МСФО за девять месяцев 2004 г. говорилось, что на продажу пакета необходимо получить разрешение венгерского надзорного органа, а также одобрить сделку на совете директоров Газпромбанка. Расстаться с акциями венгерского банка Газпромбанк планировал к ноябрю этого года.

Как стало известно “Ведомостям”, 28 сентября совет директоров “Газпрома” рассмотрит вопрос о продаже Газпромбанком 25,52% акций АЕВ. По словам представителя “Газпрома”, минимальная цена пакета – $80 млн. Акции продаются компании Firthlion, которая на 76% принадлежит венгерской компании Kafijat, основному акционеру AEB. Собеседник “Ведомостей” пояснил, что у Газпромбанка нет стратегического интереса к сотрудничеству с венгерским АЕВ.

А источник, близкий к Газпромбанку, объяснил продажу отсутствием возможности воздействовать на операционную деятельность и стратегию банка. Кроме того, он уверяет, что проведенный анализ финансовой деятельности банка показывает ухудшение его финансового состояния и увеличение негативных последствий в случае наращивания бизнеса.

Сам Рахимкулов сделку по покупке доли “Газпрома” в AEB комментировать отказался. Но источники, близкие к предпринимателю, подтвердили, что потенциальным покупателем 25,5% акций AEB является именно он. “Венгрия – один из самых развитых рынков и наиболее высококонкурентных в Центральной Европе, – говорит аналитик парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова. – АЕВ в основном ориентируется на обслуживание потоков “Газпрома”, его партнеров, а также других российских компаний”. По ее мнению, банк и в будущем сохранит свою нишу по обслуживанию российского бизнеса: “Банку с таким специфическим бизнесом будет сложно конкурировать с очень сильными западными и местными игроками в Венгрии”. Аналогичного мнения придерживается эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев: “Вполне вероятно, что АЕВ новую нишу на венгерском банковском рынке искать не придется”. “В последнее время многие российские компании пытаются избавиться от непрофильных активов”, – говорит Солнцев. Он отмечает, что часто покупателями выступают дружественные продавцам структуры.