IKEA взбунтовалась


“Сведвуд Тихвин” не может получить фитосанитарные сертификаты на лес, рассказал “Ведомостям” вице-президент Swedwood International Нильс Скаербаек. По словам Скаербаека, “Сведвуд Тихвин” ежемесячно отправляет на финские целлюлозно-бумажные комбинаты около 20 000 т отходов, на которые требуется сертификат, – опилки, бракованный лес и щепу. Скаербаек утверждает, что 2 сентября компания в очередной раз отправила в Управление Россельхознадзора по Петербургу и Ленинградской области заявки на сертификацию леса. Но через две недели чиновники вернули их, сказав, что все заявки содержат ошибки. “Ошибки были найдены самые нелепые – например, надо указывать название фирмы не по-английски, а по-русски, – негодует Скаербаек. – Мы составляем уже два года однотипные заявки на 600–800 сертификатов в месяц, но никаких претензий от Россельхознадзора до сих пор не было”. По его словам, продажа отходов составляет до 50% от выручки тихвинского предприятия, годовой оборот которого – около 40 млн евро. Без этого завод будет работать в убыток. Сейчас, рассказывает Скаербаек, у компании осталось сертифицированного леса на одну неделю. Аналитик Конфедерации предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада Игорь Рывкин не исключает, что после этого Swedwood может остановить производство в Тихвине.

Президент Союза лесопромышленников Ленинградской области Андрей Государев связывает трудности Swedwood с изменением порядка выдачи сертификатов на экспорт леса. С 1 сентября управление Россельхознадзора предложило всем участникам рынка обращаться за бумагами в компанию “Лесной карантинный брокер”. “Управление выдает сертификаты бесплатно, но в отведенный законом срок – 30 дней, а “Лесной карантинный брокер” берет около 0,3 евро за кубометр сертифицируемого леса, но через него процедура проходит за день-два”, – рассказывает Государев. Скаербаек говорит, что Swedwood не намерен платить частной компании.

Государев напоминает, что “дочки” финской Stora Enso даже обратились в прокуратуру Ленобласти с просьбой разобраться в ситуации. Гендиректор “Стора Энсо Форест Вест” Владислав Мишанин говорит, что пока не получил ответа от прокуроров на свое обращение. А тем временем его компания была вынуждена заключить договор с “Лесным карантинным брокером”, чтобы избежать простоя уже заказанных железнодорожных вагонов. В управлении Россельхознадзора и “Лесном карантинном брокере” от комментариев отказались.

Гендиректор юридической фирмы “О. С. В.” Владимир Осутин не верит, что западная компания могла наделать множество ошибок в документах: “Обычно западные юристы работают очень аккуратно”. Впрочем, обращение в прокуратуру может и не возыметь действия. Осутин указывает, что государственные организации имеют право нанимать по конкурсу частные структуры.