Экс-премьер просит усилить правительство


14 сентября Касьянов объявил, что твердо решил выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2008 г. До февраля 2004 г. он четыре года возглавлял российское правительство. Помолчав чуть больше года после отставки, в апреле на Российском экономическом форуме в Лондоне он раскритиковал экономическую политику Кремля и нынешнего правительства так жестко, что присутствовавшие бизнесмены окрестили его “лидером экономической оппозиции”.

“В стране очень много людей считают, что страна движется в неправильном направлении”, – повторил в опубликованном в пятницу в газете “Коммерсант” интервью, озаглавленном предвыборной программой, экс-премьер. В первую очередь, с точки зрения экс-премьера, нужно решать два блока проблем: социальные и связанные с безопасностью граждан. Чтобы граждане почувствовали себя защищенными, Касьянов предлагает передать оперативное руководство силовыми структурами от президента к правительству. А само правительство должно формироваться на основе парламентского большинства.

Сейчас фактически существует два типа органов исполнительной власти: подчиняющиеся премьеру и непосредственно президенту, напоминает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. Передача контроля над силовиками правительству ликвидировала бы эту “раздвоенность” исполнительной власти и усилила бы ее единство, считает он. Но институт президентства устойчивее по сравнению с институтом правительства, которое гораздо легче отправить в отставку, возражает председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, “единоросс” Владимир Плигин. “Исходя из этого, целесообразнее было бы оставить действующую схему”, – считает он.

Программа Касьянова очень близка к идеям, которые в своих статьях высказывал Михаил Ходорковский, обращает внимание Алексей Макаркин из Центра политтехнологий. Идея парламентско-президентской республики отражает мнение тех частей элиты, которые считают разрушенным консенсус, существовавший во времена первого российского президента Бориса Ельцина и первых лет правления Владимира Путина, говорит Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. “С их точки зрения, нынешняя суперпрезидентская республика угрожает авторитаризмом, а коалиционность создала бы новую систему сдержек и противовесов”, – считает эксперт. Касьянов предлагает им новый контракт, в котором передача части полномочий премьеру будет гарантией со стороны президента, говорит Макаркин. Но вряд ли Путин, уверяющий, что не останется президентом на третий срок, захочет занять место такого “усиленного” премьера, отмечает он. “Он окажется зависимым от парламентского большинства, да и в политическом плане всенародно избранный президент все равно воспринимается более значимой фигурой”, – объясняет политолог.