ПРАВИЛА ИГРЫ: Новый фасон стрижки


Социологические интервью с предпринимателями за последние пару лет дают противоречивую картину. С одной стороны, самым мелким предпринимателям явно пошла на пользу налоговая реформа и связанные с ней административные изменения. В их рассказах стало гораздо меньше жалоб на взятки и вымогательство со стороны чиновников, процедуры стали удобнее, проверки – реже и доброжелательнее, очереди короче. Снизился и эмоциональный накал взаимоотношений между мелкими предпринимателями и контролерами. В госучреждениях им реже хамят, меньше придираются, реже отправляют по кругу за бесконечными справками. Ходят слухи, что отправленные по почте налоговые отчеты мелких фирм вообще не распаковываются; один из респондентов даже утверждал, что своими глазами видел сваленные в отдельной комнате своей районной налоговой инспекции нераспечатанные балансы за несколько лет. Общее ощущение от их рассказов такое: приходишь в государственную контору, у тебя быстренько принимают отчетик, если что не так – говорят, что поправить или доплатить, и до свидания. Не до тебя. Ну, без шоколадки, конечно, дело не обходится, но в целом прогресс налицо.

С другой стороны, в изложении бизнесменов масштабом чуть покрупнее, ситуация изменилась совершенно в другую сторону. Беспорядка вроде бы и здесь стало поменьше: компьютеризация сыграла благую роль, квалификация чиновников растет, законы совершенствуются. Зато непрерывно растут поборы: не столько элементарные взятки, сколько более легальные их формы. Типовые сюжеты изменились. При “диком капитализме” лицензирование того или иного рода деятельности было в первую очередь многомесячной головной болью и только во вторую – если повезет – вопросом, решаемым при помощи взятки или звонка нужным людям. Теперь это просто услуга, которую за относительно разумную цену оказывает приближенная к соответствующему чиновнику фирма. В 90-х гг. за крышевание платили черным налом бандитам. Теперь фирма через расчетный счет делает взнос в фонд поддержки ветеранов той или иной силовой структуры, а то и просто официально берет госслужащего в долю. Одновременно резко возрастает давление: и законные, и полузаконные, и незаконные сборы выбиваются из середняков без всякой оглядки на вред, причиняемый бизнесу, “как будто завтра ничего не будет”, как сказал один из респондентов. Платить же из рук в руки приходится, пожалуй, пореже (как известно, по данным “Индема”, число взяток упало на 20%). Респонденты предполагают, что прямо деньгами теперь могут себе позволить расплачиваться только “в сферах” – там, где крутятся по-настоящему большие суммы.

Так что – контрольные органы в соответствии с установками свыше совершенствуют работу с малым бизнесом, а до среднего и крупного у них еще руки не дошли? Или просто чиновники так увлечены “стрижкой” тех, с кого есть что состричь, что руки, наоборот, перестали доходить до мелочи? Вот данные “Индема”. С 2001 г. объем рынка деловой коррупции (сумма взяток, даваемых бизнесом), по оценке фонда, вырос более чем в девять раз, составив 2,6 доходной части федерального бюджета. Прошу при этом заметить, что относительно законные поборы – от платежей приближенным фирмам до взносов в фонды поддержки Очень Важных Начинаний Начальства – в цифры “Индема” не входят.