Технологии – миф


Экономическую программу “единороссы” готовят к съезду партии в ноябре 2005 г. Помочь партийцам решили в Институте общественного проектирования под руководством главного редактора журнала “Эксперт” Валерия Фадеева. В распоряжении “Ведомостей” оказался проект экономической доктрины, который сегодня институт намерен представить либеральным “единороссам” и экспертам. “Доктрина не содержит конкретных рецептов и экономических мер, но описывает идеологию, которая позволит решить стоящие перед страной задачи”, – говорит Фадеев.

ВВП России к 2025 г. должен составить не менее $3 трлн, считают авторы доктрины, для чего государственные инвестиции должны расти на 15% в год – это обеспечит экономике необходимые 7–8% годового роста. По мнению Фадеева, для достижения этих цифр государству нужно инвестировать всего $15 млрд.

Главной проблемой экономики России в доктрине называется “невероятно слабая финансовая система”. Сегодня в экономике много денег, но они не работают, говорит Фадеев. Необходимо расширить систему рефинансирования банков и развить рынок гособлигаций, полагает он.

И через 20 лет, убеждены авторы доктрины, Россия останется сырьевой державой. “Быстрый переход отечественной экономики к высокотехнологичному хозяйству – это миф, – уверен Фадеев. – Главное преимущество России – в наличии энергоресурсов и других видов сырья, и надо не стесняться этого, а поддерживать ТЭК”. По мнению Фадеева, налоговая нагрузка на ТЭК сегодня чрезмерна: “Государство должно пожертвовать частью бюджетных доходов, чтобы оживить нефтянку”. При экспорте энергоресурсов доктрина предлагает ориентироваться прежде всего на китайский рынок и развивать смежные с ТЭКом отрасли промышленности, например энергомашиностроение.

На внутреннем рынке через 20 лет преимущество должно быть у пищевой промышленности (с объемом $500–550 млрд) и строительства ($300–350 млрд). “Сейчас правительство проповедует идеологию равных условий для всех отраслей промышленности, – говорит Фадеев. – Мы же предлагаем, напротив, поддерживать отдельные секторы: например, государство может предоставлять льготные кредиты частным строительным компаниям”.

К 2025 г., по расчетам “единороссов”, в список 1000 крупнейших компаний мира войдут 40 российских (сейчас девять), а “Газпром” станет лидером по капитализации – $900 млрд (сегодня – $120 млрд; Microsoft на пике технобума в начале 2000 г. стоила $590 млрд).

У “единороссов” есть возражения. “Идеи не вызывают сомнений, но требуют доработки”, – говорит председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников. “Я не считаю разумным делать ставку только на сырьевой сектор: мы останемся ни с чем, если будем развивать лишь традиционные отрасли”, – сомневается зампред бюджетного комитета Госдумы Наталья Бурыкина. Председатель конституционного комитета Владимир Плигин убежден, что “энергетическая составляющая – наше естественное преимущество” и должна стать базой для развития экономики.

“Государство должно стимулировать предложение, а не спрос: удешевлять кредиты, уменьшать административные издержки бизнеса, а не поддерживать отдельные отрасли”, – комментирует доктрину помощник министра экономического развития на общественных началах Константин Ремчуков. Главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков соглашается: “Для развития полноценной экономики нельзя делать ставку на отдельную отрасль”.