Яблочный СПС


Последнюю неделю лидеры СПС и “Яблока” провели в непрерывных круглосуточных консультациях. О том, что список демократов от СПС и “Яблока” должен быть один, как утверждают в обеих партиях, договорились еще в ночь со среды на четверг. Однако до воскресенья ясности в результатах переговоров не было. Перед началом субботнего съезда председатель СПС Никита Белых подтвердил: стороны договорились, что “общий список пойдет под брэндом “Яблока”, тройка сократится до двух человек, а от СПС первым номером рекомендован Дмитрий Катаев. Однако опытные делегаты правых посчитали такие договоренности “чрезмерными”. Так, председатель правления РАО “ЕЭС России” Анатолий Чубайс под аплодисменты предложил альтернативный вариант: если компромисс: “со стороны “Яблока” – список и его имя, от СПС – лицо” не достигается, идти самостоятельным списком. А один из бывших лидеров правых – Егор Гайдар договоренности о походе на выборы под “яблочным” брэндом назвал “ошибочными”: “Я поддержу такое решение, только если лидер СПС возглавит список “Яблока” и если обе партии официально признают, что [...] в стране есть опасность свертывания демократических свобод и поэтому они выступают вместе”. От регионов тоже были недовольные: делегат от Свердловского отделения Антон Баков назвал день съезда 24 сентября “черным днем”, а Владимир Ульянов из нижегородского СПС предложил “яблочникам” свой отдельный список “из Белых и Чубайса”.

В случае отказа со стороны “Яблока” на единый список во главе с Белых СПС был готов формировать свой список, где первая тройка состояла бы из того же Белых, полпреда правительства в Конституционном суде Михаила Барщевского и телеведущей канала Ren TV Ольги Романовой.

В “Яблоке” решение съезда приняли в штыки: приехавший вечером в субботу на съезд СПС зампред “Яблока” Сергей Митрохин категорично заявил, что договоренностей о том, чтобы Белых возглавил список, не было. Правда, съезд сделал оговорку, что “решение не является ультимативным, и консультации отдаются на откуп лидера”. Чем Белых и воспользовался на воскресной конференции федерального бюро “Яблока”. С “яблочной” трибуны Белых признал, что его участие в кампании – “компромисс”, и согласился на замену своей кандидатуры на действующего депутата МГД от СПС Ивана Новицкого, отметив: “Чтобы придать федеральный статус кампании, мы выступим политическими лидерами кампании и доверенными лицами”. Иными словами, Белых станет доверенным лицом Новицкого, а Явлинский – Бунимовича.

Белых утверждает, что в партиях уже договорились о финансировании, которое “будет вестись на паритетных началах по прозрачной схеме: по 50% средств от каждой партии”. Руководители двух партий намерены лично контролировать весь ход кампании. “Агитационные тексты будут проходить нашу проверку, и вопрос о руководстве штаба будет уже технический”, – рассказал “Ведомостям” Белых.

Однако социологи призывают демократов не обольщаться. “Всплеска надежд и дополнительных симпатий к демократам не будет, надо что-то посерьезнее представить своему избирателю”, – рассуждает социолог, президент ФОМа Александр Ослон. Опрос от 22 сентября показывает, что в Госдуму за “Яблоко” в Москве готовы проголосовать 5% москвичей, за СПС – 3%. Однако, по словам Ослона, и эти невысокие проценты отражают не готовность голосовать за партии, а число “верных сторонников обеих партий”. “У избирателей нет уверенностей, что тактическое решение, давшееся СПС и “Яблоку” под давлением суровых условий [10% барьера], приведет партии к реальному объединению”, – считает социолог.

Задача демократов будет взять большую часть этого электората, не способного уйти в “Родину” или КПРФ, таковых порядка 15–17%, рассуждает Алексей Макаркин из Центра политтехнологий. Если бы сохранился 7%-ный барьер – СПС пошел бы собственным списком, поэтому за компромисс демократы должны благодарить московских “единороссов” и Лужкова”, уверен эксперт.

“Шансов попасть в МГД у демократов немного, и от того, кто будет в списке, расклад в парламенте не поменяется, – рассуждает политолог Дмитрий Орешкин. – СПС в этих условиях демонстрирует больше договороспособности и гибкости. “Яблочная” же непримиримость отдает их поведением начала 90-х. Но сегодня выигрывает тот, кто идет на больший компромисс”.