Бережливый “АвтоВАЗ”


Весной 2005 г. “АвтоВАЗ” испытал жесточайший кризис продаж. На площадках дилеров предприятия скопилось не менее 80 000 автомобилей – вдвое больше нормы. А в мае руководство объявило об отмене субботней смены и снижении годового производственного плана с 730 000 до 700 000 автомобилей. В итоге в I квартале 2005 г. “АвтоВАЗ” снизил продажи своих машин на 9,7% по сравнению с январем – мартом прошлого года, до 165 688 автомобилей. На заводе объяснили это затянувшейся зимой, но не отрицали и фактора усиления конкуренции со стороны иномарок. В 2003 г. было продано 193 000 новых иномарок, а в первом полугодии 2005 г. эта цифра подскочила до 260 000.

Кризис сбыта был вызван ростом цен на тольяттинские автомобили. Поэтому предприятие вслед за своими конкурентами разработало программу снижения издержек. В опубликованном вчера инвестмеморандуме к готовящемуся размещению второго выпуска CLN на сумму до $300 млн “АвтоВАЗ” написал, что уже в нынешнем году общезаводские затраты будут сокращены на 20%. Затем они ежегодно будут снижаться на 10%, говорится в документе.

На “АвтоВАЗе” не говорят, сколько именно предприятие намерено сэкономить. Но аналитик банка “Траст” Леонид Игнатьев, участвовавший в составлении меморандума, говорит, что сокращение затрат касается только “общехозяйственных издержек”, обозначенных в графе “коммерческие, административные и пр. расходы”. В 2004 г. этот показатель составил 17,3 млрд руб. Таким образом, в нынешнем году “АвтоВАЗ” намерен сэкономить около 3,4 млрд руб., или $120 млн.

Топ-менеджер “АвтоВАЗа” сказал “Ведомостям”, что программа снижения издержек коснется и других сфер деятельности завода, исключая инвестиции в новые проекты. По его словам, это будет продажа непрофильных активов, сокращение расходов на покупку комплектующих, реформа системы управления. Другой источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, говорит, что прежде всего речь идет о работе с поставщиками комплектующих, переходе на одноуровневую систему поставок автомобилей, сокращении управленческого персонала. В меморандуме описывается, что за первое полугодие автозаводу удалось удержать рост цен на комплектующие на уровне 4,5%, в то время как инфляция составила 7%. “Автозавод поставил перед собой задачу держать цену на свои автомобили не выше $10 000, поэтому все силы брошены на сокращение издержек внутри завода”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

Благодаря сокращению издержек “АвтоВАЗ” намерен увеличить рентабельность по EBITDA до 12–14%, говорится в меморандуме. Сейчас этот показатель составляет 10,5%, сообщил Игнатьев.

В 2005 г. рекордную рентабельность по EBITDA для российского автопрома – 14,6% показал холдинг “Северсталь-Авто”. По этому показателю российский автопроизводитель обогнал даже Toyota, у которой показатель держится на уровне 13–14%. По словам финансового директора “Северсталь-Авто” Николая Соболева, в прошлом году компания сократила расходы благодаря программе снижения издержек на 600 млн руб, а в этом планирует сэкономить еще 500 млн руб. Программа включает в себя сокращение энергопотребления, снижение материалоемкости производства, сокращение численности работников и проч. “В итоге всего за 8 месяцев численность персонала оптимизировалась на 10%, уровень незавершенного производства сократился на 36%, было получено около 5000 рационализаторских предложений”, – говорит Соболев.

Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что если автозаводу удастся снизить расходы, то ему вполне по силам догнать конкурента по уровню рентабельности. Он напоминает, что за первое полугодие операционная рентабельность по РСБУ составила 8% против 13,2% в 2004 г., но во втором полугодии “АвтоВАЗ”, исходя из итогов продаж, должен будет достичь показателей прошлого года. “Если бы в 2004 г. завод сэкономил на издержках 20%, его рентабельность по EBITDA как раз и составила бы около 12%”, – говорит он.