Boeing договорился с рабочими


Около 18 300 бастующих рабочих компании Boeing могут праздновать победу. В пятницу после закрытых переговоров, длившихся почти месяц, глава подразделения коммерческих самолетов Boeing Алан Малалли и лидеры Международной ассоциации рабочих авиакосмической промышленности договорились о пересмотре трехлетнего контракта, который стал камнем преткновения в споре между работодателем и сотрудниками.

В начале сентября около 86% членов крупнейшего профсоюза Boeing не вышли на работу. Рабочим пришелся не по вкусу новый трехлетний контракт, регулирующий социальный пакет и уровень зарплат, который руководство компании предложило взамен истекшему. В его новом варианте сумма ежегодных премий на одного человека составляла $9000, что на 10% больше уровня 2002–2005 гг. Руководство профсоюза, ссылаясь на растущую прибыль компании, потребовало увеличения выплат на 33%. Кроме того, рабочие ратовали за увеличение множителя при расчете пенсионных пособий с $60 до $80 в год. К примеру, по мнению руководителей профсоюза, машинисту с 20-летним стажем полагалась пенсия в размере $1600 в месяц вместо $1320. По словам организаторов акции, приоритет в выдвигаемых требованиях отдавался проблемам пенсионеров, ведь средний возраст рабочих Boeing – 50 лет. Увеличение зарплат являлось второстепенной задачей.

Предварительное соглашение между сторонами было найдено на удивление быстро по меркам Boeing. Предыдущая забастовка рабочих Boeing состоялась в 1995 г. и длилась 69 дней. Но это стоило компании немалых уступок профлидерам. Boeing согласился увеличить множитель при расчете пенсий до $70 и поднять сумму ежегодных премий до $11 000. “Твердо отстаивая свои права, наши рабочие бросили вызов всей корпоративной Америке, забывшей о тех, кто приносит ей прибыль”, – сказал руководитель профсоюза Марк Блондин.

Вчера в официальном заявлении Малалли отметил, что новый контракт полностью устраивает рабочих. По словам Блондина, в четверг рабочие проголосуют за принятие контракта. “В пятницу мы планируем вернуться на рабочие места”, – добавил он.

Руководство Boeing пока не подсчитало убытки от забастовки. Но еще перед ее началом Малалли предупредил, что приостановка работы может стать критической для авиастроителя, особенно в условиях жесткой конкурентной борьбы с Airbus. Он опасался, что клиенты переметнутся к компании-сопернице, а забастовка увеличит разрыв между ними. В 2004 г. Boeing продала 285 самолетов, в этом году планирует реализовать 320. Ее конкуренту – Airbus удалось продать 320 лайнеров в прошлом году, план на 2005 г. – 360. Из-за простоя может также замедлиться работа над выпуском нового самолета – 787 Dreamliner, премьера которого намечена на 2008 г. (WSJ, 26.09.2005, Анастасия Бокова)