Мечтатель Богданчиков


Богданчиков решил не сбавлять темпов. Через пять лет “Роснефть” будет стоить порядка $70–80 млрд, а к 2015 г. – больше $100 млрд, пообещал он на совещании с руководителями “дочек” “Роснефти”. “Это стоимость компаний, занимающих в мировом нефтяном рейтинге 4–5-е место”, – цитирует слова Богданчикова “Северная нефть” на официальном сайте.

В начале сентября Владимир Путин похвалил президента “Роснефти” Сергея Богданчикова за “существенный вклад в капитализацию всей страны”, отметив, что “за последние пять лет капитализация “Роснефти” выросла в 15 раз”.

Акции “Роснефти” не торгуются. Но в этом году компания была передана “Роснефтегазу” за $26 млрд после оценки Morgan Stanley. Многие аналитики сочли эту сумму завышенной. Но Богданчиков оценивает “Роснефть” еще выше – примерно в $30 млрд. В 1998 г., по его словам, компания стоила $500 млн, в 2004 г. – больше $7 млрд.

Планы “Роснефти” по добыче не менее грандиозны: в год добыча компании будет расти на 6–7% и к 2010 г. достигнет 106 млн т нефти, к 2015 г. – 136 млн т нефти. Кроме того, “Роснефть” собирается “стать заметным игроком и в газовом секторе России” – с добычей в 60–70 млрд куб. м газа. Крупнейший независимый производитель газа в России – “НОВАТЭК” в прошлом году добыл 27,7 млрд куб. м, “Газпром” – 545 млрд куб. м газа.

Свои планы по замыслу Богданчикова “Роснефть” выполнит за счет “обширной ресурсной базы, которая непрерывно наращивается, и перспективных проектов”. Среди них он назвал “Сахалин-1”, прогнозные запасы которого составляют 307 млн т нефти и 420 млрд куб. м газа. В “Роснефти” не стали комментировать прогнозы Богданчикова.

“У “Роснефти” нет таких возможностей роста, – уверен сотрудник одного из инвестбанков, консультирующих “Роснефть”, – даже если они купят все оставшиеся активы “ЮКОСа”, то максимум добавят $10 млрд”.

Не верит в реализацию этих планов и федеральный чиновник: “Если бы все было так просто, то чиновники не ломали бы голову, как поднять капитализацию “Роснефти” перед продажей неконтрольного пакета”.

Поднять капитализацию нефтяной компании в три-четыре раза за 10 лет реально, парирует менеджер западного инвестбанка. В пример он приводит “Газпром”, капитализация которого вчера составила 3,4 трлн руб. ($118,5 млрд), а ровно четыре года назад была лишь 313 млрд руб. Менеджеры монополии называют своей целью ее капитализацию в $300 млрд, а глава концерна Алексей Миллер заявил, что через несколько лет “Газпром” будет стоить минимум 200 млрд евро.

“Газпром” стартовал с крайне низкой точки, ведь за последние четыре года цены на нефть сильно росли, а “Роснефть” хочет вырасти в разы, стартуя с высоких цен на нефть”, – говорит начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Акции “Роснефти”, по его оценке, стоят порядка $15 млрд, но весь бизнес компании – около $32 млрд. И если не вычитать огромные долги, то Богданчиков называет вполне справедливую стоимость, поясняет он. На начало года “Роснефть” была должна $13,7 млрд, налоговый долг “Юганска” составляет $5,1 млрд. Прогнозы роста капитализации “Роснефти” Дашевский называет “агрессивными”. У нее есть шанс реализовать задуманное при высоких ценах на нефть, ежегодном росте добычи в 5–7%, эффективной реализации проектов на Сахалине, в Восточной Сибири и Казахстане, которые могут стать основой этого роста. Кроме того, “Роснефть” должна будет реально стать публичной компанией, прозрачной и уважающей права акционеров, добавляет Дашевский.

Компания может подорожать за счет новых активов. Одним из ее приобретений могут стать месторождения Юрубчено-Тохомской зоны в Эвенкии с прогнозными запасами 173 млн т нефти и 387 млрд куб. м газа. Сейчас лицензии на эти месторождения принадлежат “дочке” “ЮКОСа” – ВСНК. А вчера губернатор Красноярского края Александр Хлопонин признался журналистам, что Богданчиков пообещал ему в течение двух недель завершить процедуру оформления документов по приобретению пакета ВСНК в собственность. В “Роснефти” отказались комментировать и это.

В крупнейших нефтяных компаниях – ExxonMobil (капитализация $402,5 млрд), BP ($245,9 млрд), Shell ($225 млрд) и Total ($137 млрд) – отказались прогнозировать изменения их капитализации. Не стал предсказывать стоимость своей компании и представитель “ЛУКОЙЛа” (капитализация – $48,3 млрд).