Не дают контроля

Цель реформы – создание конкуренции, а не новой монополии/ Д. Гришкин

Газпромбанк получил после реформы “Мосэнерго” блокпакеты акций в 14 компаниях, созданных на его базе, а теперь хочет получить контроль над двумя из них – “Мосэнерго” и “Мосэнергосбытом”. В июле председатель правления банка Андрей Акимов предложил премьер-министру Михаилу Фрадкову обменять долю РАО в “Мосэнерго” и “Мосэнергосбыте” на акции остальных компаний. Но чиновники это предложение отвергли.

В ответе Акимову, подготовленном замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов вместе с Минпромэнерго и Федеральной антимонопольной службой (копия есть у “Ведомостей”), говорится, что в сбытовых компаниях государство пока намерено сохранить свою долю. А отдать контроль над генерацией Газпромбанку чиновники “не считают возможным”. По их мнению, при интеграции “Газпрома” с энергокомпаниями “есть риск злоупотребления его монопольным положением”. “С точки зрения бизнес-логики то, чего хочет “Газпром”, правильно. Но это госмонополия, а цель реформы энергетики – создание конкуренции в отрасли”, – поясняет чиновник Минпромэнерго. ФАС также против планов “Газпрома”. По мнению сотрудника службы, монополия может манипулировать ценами на газ и тем самым вытеснять с рынка конкурентов.

В Газпромбанке аргументы чиновников называют безосновательными. Цены на газ и объемы поставки регулирует государство, подчеркивает заместитель предправления банка Алексей Матвеев. “Если ФАС предполагает, что “Мосэнерго” будет демпинговать, это означает, что мы своими руками готовы “убить” компанию, на скупку акций которой потратили несколько сотен миллионов долларов. Мягко говоря, это странная стратегия”, – говорит он и напоминает, что ФАС может выставить условия покупателю контрольного пакета акций “Мосэнерго” – например, поставлять газ на свои и чужие электростанции по единой цене и в объеме, пропорциональном установленной мощности. “ФАС разрабатывает сценарии, как “Газпром” будет губить энергетику, вместо того чтобы выступить с набором условий, которые позволили бы контролировать потенциальные риски, связанные с получением контроля над генерирующими и сбытовыми компаниями”, – удивляется он.

Матвеев уверен, что, если у столичных энергокомпаний в ближайшее время не появится стратегический инвестор, аварии, подобные майскому блэкауту, будут повторяться. Столичный регион уже превратился в энергодефицитный, а собственных средств на строительство новых электростанций и сетей у энергокомпаний нет. По подсчетам “Мосэнерго”, столичной энергосистеме до 2020 г. нужно 500 млрд руб. инвестиций. “Мы могли бы профинансировать генерирующую компанию, а Москва – сети, но для этого инвестор должен получить контроль”, – отмечает собеседник “Ведомостей”. Он считает, что в противном случае сетевым компаниям будет тяжело просто взять кредит в банке, потому что они только что появились, а их доходы зависят от тарифа, который устанавливается лишь на год. А риски налоговых претензий к компаниям делают практически невозможным привлечение долгосрочного финансирования.

В РАО инициативу Газпромбанка комментировать не стали, сославшись на то, что решение о распоряжении активами энергохолдинга находится в компетенции правительства.

Источник в правительстве Москвы сказал, что мэрия будет вести переговоры с Газпромбанком об обмене активами после того, как KPMG завершит оценку городских сетей.

А эксперты считают, что у Газпромбанка есть шанс добиться своего. “Я не готов ставить крест на желании “Газпрома” получить контроль над “Мосэнерго”. Это политический вопрос, а у монополии есть серьезный административный ресурс”, – говорит управляющий директор Нalcyon Advisors Дэвид Херн. Аналитик “ЦентрИнвеста” Александр Якубов добавляет, что “Газпром” сможет получить контроль над “Мосэнерго” после того, как РАО ЕЭС перестанет существовать, если все его активы будут пропорционально распределены между акционерами. У монополии есть более 10% акций энергохолдинга, а недостающие бумаги она могла бы скупить у миноритариев, заключает он.