“Транснефти” некуда тратить


Вчера “Транснефть” опубликовала отчетность по МСФО за первое полугодие этого года. Прибыль монополии за шесть месяцев выросла на 23% до 26,7 млрд руб. Свободные денежные средства компании увеличились почти в два раза – с 17,4 млрд руб. до 30,3 млрд руб. Выручка от реализации выросла на 29% до 91,2 млрд руб., а затраты по основной деятельности – на 31% до 53,3 млрд руб.

“Прибыль выросла за счет роста грузооборота компании и роста тарифов”, – объясняет вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. А свободные денежные средства, по его словам, компания потратит на строительство Балтийской трубопроводной системы и подготовку проектов новых трубопроводов, в частности Восточного. Аналитик “Атона” Артем Кончин говорит, что хорошие результаты вызваны и увеличением объемов транспортировки, при этом внутренние объемы выросли на 1%, а экспортные – на 7%.

Согласно отчету “Транснефть” продолжает выплачивать досрочно часть долгов, которые были взяты на строительство БТС. В июне 2003 г. монополия подписала соглашение со Сбербанком о предоставлении займов на общую сумму до $900 млн. Банк выделил “Транснефти” два кредита на общую сумму 20 млрд руб. Первый из них – на 10 млрд руб. и сроком на пять лет – был привлечен в июне. Половину этих денег “Транснефть” взяла в рублях по ставке 10,5% годовых, а половину – в долларах США по ставке LIBOR + 3,5%. А в октябре Сбербанк открыл монополии трехлетнюю кредитную линию на 10 млрд руб. под 10% годовых в рублях.

Но уже в прошлом году “Транснефти” удалось с выгодой для себя изменить условия этих займов. Компания решила вернуть рублевую часть обоих кредитов досрочно – в феврале 2006 г., также она договорилась о снижении ставки по обоим кредитам до 8% годовых в рублях. А из нынешнего отчета следует, что в мае компания погасила долларовую часть кредита в размере $163 млн. “Компания поступила правильно, выплатив полностью долларовую часть кредита”, – говорит Кончин. “Выгоднее оставлять кредиты в рублях из-за того, что доллар по отношению к рублю девальвируется”, – резюмирует он.

“БТС практически закончен, а строительство Восточного трубопровода пока не началось из-за долгого согласования”, – говорит руководитель департамента ценных бумаг FIM Securities Майкл Бобошко. “Пока правительство не одобрит ТЭО, которое “Транснефть” собирается направить в правительство на этой неделе, компании ничего не остается, как досрочно возвращать кредиты и копить на строительство многомиллиардного Восточного трубопровода”, – резюмирует он.