“Амтел” вышел в розницу


Группа “Амтел”, купившая в этом году голландского производителя шин Vredestein, близка к осуществлению еще одной сделки. Как сообщил “Ведомостям” источник, знакомый с планами компании, вчера группа завершила переговоры по покупке розничной сети компании “Колесо-Северавто-М”. Речь идет о 23 торгово-сервисных центрах, порядка 20 из которых расположены в Москве (остальные в Московской области). По его словам, закрыть сделку “Амтел” планирует уже до конца текущего года. Сумму сделки источник назвать отказался.

В обеих компаниях подтвердили факт сделки по продаже розничной сети, но ее сумму называть отказались. Представитель “Колесо-Северавто-М” сказал лишь, что вместе с сетью были проданы и площади, которые занимают торговые точки. Долю компании на московском рынке собеседник “Ведомостей” оценивает в 15–20%. Продав розницу, компания полностью сосредоточится на развитии оптового бизнеса, говорит собеседник “Ведомостей”. Заместитель гендиректора “Амтела” Геннадий Фролов говорит, что сделка вписывается в стратегию группы по глобализации своего бизнеса. От обсуждения дальнейших деталей покупки Фролов отказался. Впрочем, “Амтел” покупкой “Колеса” ограничиваться не собирается. Источник, знакомый с планами компании, утверждает, что до конца года группа может объявить еще об одной аналогичной сделке.

Эксперты одобряют покупку “Амтела”. Дмитрий Мангилев из “Проспекта” отмечает, что до сих пор созданием собственной розницы в России занимались лишь иностранные производители. Сеть Michelin – Tyre Plus состоит из 31 точки в России, а Pole Position японской Bridgestone насчитывает уже около 80 шинных магазинов. Первые два магазина своей сети “Премио” в этом году открыла компания GoodYear.

Менеджер по развитию торговли компании GoodYear Константин Алексеев отмечает, что теперь “Амтел” имеет возможность заниматься более агрессивным продвижением шин собственных марок. Например, шин Vredestein, производство которых “Амтел” наладил и в России, говорит Мангилев. “В своих магазинах производитель может организовывать регулярные промоакции, предлагая скидки на различные марки шин своего производства, – отмечает представитель одного из крупнейших в Москве шинных центров. – Кроме того, можно гарантировать, что шины “Амтел” в магазинах “Колесо” теперь будут стоять на самом почетном месте”.

“Но полностью отказываться от продажи шин других производителей в своих магазинах группа не станет, – уверен Алексеев. – Для привлечения потребителя компания должна предлагать ему максимально широкий ассортимент продукции”. По его словам, вероятность снижения объемов продаж шин GoodYear в магазинах сети “Колесо” существует, но серьезного спада ожидать не стоит. Представители Nokian, Michelin и Bridgestone от комментариев вчера отказались.

Оценить стоимость сети “Колесо” эксперты затрудняются, так как компания не раскрывает информацию по объемам продаж. Представитель крупной розничной сети по торговле шинами считает, что речь может идти о нескольких десятках миллионов долларов. Сотрудник одной из инвесткомпаний предполагает, что покупка могла обойтись “Амтелу” примерно в $5 млн.

Участники рынка отмечают, что собственный ритейл важен для шинных компаний не только в качестве диверсификации сбыта, но и как самостоятельное направление бизнеса, дающее хорошую прибыль. Так, сотрудник одного из ведущих зарубежных производителей шин утверждает, что рентабельность розничной торговли может достигать 40% и больше. Менеджер розничной сети “Лига Тайрес” (8 магазинов в Москве) придерживается более скромных оценок, говоря, что средняя наценка на шину при торговле в розницу составляет от 15% до 20%. Рентабельность по EBITDA самого “Амтела” в 2004 г. составила всего 13%.