“АвтоВАЗ” готовит смену


Сейчас основной объем производства “АвтоВАЗа” приходится на семейство “Самара” (237 000 в 2004 г.), “десятки” (213 000) и заднеприводную “классику” (“пятерки” и “семерки” – 207 000). Старая “Нива” остается нишевым автомобилем. Объем ее производства составил в прошлом году 34 500. А сборка Kalina, начатая в прошлом году, пока не вышла на проектную мощность. В нынешнем году завод соберет всего 21 500 этих автомобилей. Но через пять лет все изменится. Из нынешних моделей на конвейере должна остаться только Kalina. “Десятка” со следующего года будет постепенно заменяться автомобилем Lada Priora, объем производства которой к 2009 г. выйдет на мощность 212 000 в год, сообщается в предложениях “АвтоВАЗа” правительству по развитию отечественного автопрома. Выпуск “десятки” и “классики” планируется завершить в 2007 г. В 2009 г. с конвейера сойдет последняя “Нива”, а в 2010 г. – “Самара”, говорится в документе.

Заменить все эти модели “АвтоВАЗ” намерен “новым семейством автомобилей на единой платформе”. По расчетам “АвтоВАЗа”, его выпуск должен начаться уже в 2009 г. Сначала будет произведено 10 000 машин, но в 2012 г. эта цифра увеличится до 500 000. При этом отмечается, что производство автомобилей на новой платформе может быть налажено не только на “АвтоВАЗе”, но и на других предприятиях. Инвестиции в организацию сборки этого автомобиля “АвтоВАЗ” оценил в $1 млрд.

В августе 2005 г. председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Каданников заявлял, что в 2009 г. “АвтоВАЗ” может поставить на конвейер еще две новые модели классов С и В, причем автомобиль класса В завод будет разрабатывать самостоятельно, а в классе С “АвтоВАЗ” и партнер предприятия General Motors будут вести параллельные разработки, после чего будет выбран наиболее подходящий вариант. Как заявляет сейчас руководство “АвтоВАЗа”, цена на новый автомобиль должна находиться в пределах $8000–10 000.

Кроме того, “АвтоВАЗ” планирует организацию производства нового двигателя объемом 1,1–1,8 л. Это обойдется примерно в $600 млн. Впервые о строительстве завода двигателей GM и “АвтоВАЗ” стали говорить еще полтора года назад. Но проект до сих пор буксует, поскольку, по словам Каданникова, новый двигатель приведет к удорожанию автомобиля на $810.

Руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A. T. Kearney Евгений Богданов отмечает, что на одной платформе можно выпускать автомобили под разными брэндами, а современные технологии позволяют даже выпускать автомобили смежных классов на одной платформе. Богданов не исключил, что “АвтоВАЗ” выберет один из этих вариантов при постановке в производство автомобиля на новой платформе. Впрочем, аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко отмечает, что успех проектов автозавода будет зависеть от того, сможет ли завод удержаться в ценовом диапазоне до $10 000. Но рубль в ближайшие годы продолжит укрепляться. Поэтому сохранить рентабельность, продолжая продавать автомобили до $10 000, “АвтоВАЗу” будет очень сложно, говорит Чуйко.