ЦИФРА НЕДЕЛИ: 927. Достойны все


Отбор в систему страхования вкладов завершен. Его успешно прошли 927 банков. Остальные должны вернуть Центробанку лицензию на работу с вкладами физлиц.

Как и обещал первый зампред ЦБ Андрей Козлов, это было настоящее чистилище. Очевидцы широко разводят руки, рассказывая, какого размера стопки бумаг брал с собой, отправляясь на заседания комитета банковского надзора, отвечающий в ЦБ за пруденциальный надзор Алексей Симановский. Еще бы – список критериев, по которым ЦБ отбирал банки, занимал не одну страницу. Среди них и информация о владельцах банков – не об акционерах вроде ООО “Одуванчик”, а о настоящих, конечных бенефициарах.

И вот через такие жернова смогли пройти 927 банков из 1270, или 73%. Если отбросить 120, не просившихся в систему, результативность возрастает до 80%.

Невольно начинаешь гордиться родными банками. Многие пеняют на дефективность наших банков – и размером они не вышли, и операции не пойми какие проводят, а четыре из пяти оказались достойны госгарантий по частным депозитам. Пока в пределах 100 000 руб. на вкладчика, но через полтора года этот лимит может возрасти до 280 000 руб.

И все равно сомневаюсь, что наши банки настолько хороши. Не хочется верить банкирам, которые в приватных беседах называют шестизначные суммы, способные открыть вход в систему, даже несмотря на то, что цифры эти у многих близки. Отбор вызвал шквал критики с самых разных сторон – и тех, кого в систему не взяли, и тех, в чьем прохождении не сомневался никто. Глава одной банковской ассоциации обвинил ЦБ в коррупции, руководитель оставшегося за бортом банка объяснил это личной неприязнью со стороны Андрея Козлова. Даже первый зампред Сбербанка Алла Алешкина утверждает, что инспектора ЦБ сначала написали разгромное заключение своей “дочке”, а потом взяли и приняли ее в систему.

Так или иначе, настоящего отбора не получилось. Все карты спутал банковский кризис, разразившийся как раз в тот момент, когда Центробанк рассматривал первые заявки. Возможно, в ЦБ действительно хотели провести настоящую зачистку на рынке, но в разгар кризиса сделать это было невозможно. Отказав нескольким серьезным игрокам, регулятор усилил бы панику вкладчиков. Чтобы погасить страсти, ЦБ, наоборот, пришлось спешно инициировать закон, по которому он за свой счет расплачивается с вкладчиками всех лишившихся лицензии банков. Например, клиенты “Диалог-Оптима” свои 100 000 получили.

В общем, первый блин явно вышел комом. Исправить ситуацию и провести зачистку среди банков, только что получивших знак качества, для ЦБ означало бы расписаться в своем бессилии. А нам останется подождать следующего кризиса и надеяться, что страхового фонда хватит на всех.