ПОЛИТПРОСВЕТ: Беспартийная политика


Вот уже более 15 лет Россия пытается родить нормальную многопартийную систему. Для этого вроде бы есть все условия: и свобода слова, и свобода объединений. Но почему-то никак не получается.

Коммунисты – это не более чем ностальгические воспоминания о “справедливом” советском строе и о его имперском величии, столь дорогие примерно 20% населения. СПС и “Яблоко” никак не связаны с прошлым, но их общероссийская популярность не превышает 2–3% и держится во многом за счет таких харизматических лидеров, как Анатолий Чубайс и Григорий Явлинский. Если бы эти две фигуры вдруг отказались от политической деятельности, то будущее их партий было бы и вовсе плачевным. Владимир Жириновский как профессионал на голову превосходит всех политиков России. Только поэтому живет и процветает ЛДПР. “Единая Россия” держится лишь за счет высокого рейтинга Владимира Путина и массированной поддержки его администрации. Если бы не эти обстоятельства, то “медведи” давно бы повторили судьбу черномырдинского “Нашего дома – Россия”. Впрочем, от такого варианта наша партия власти все еще не застрахована – у нее нет ни внятной идеологии, ни самостоятельных, харизматических лидеров.

Я подвожу читателя к мысли о том, что неудача с формированием партийной системы в России имеет какие-то глубинные корни и причины ее не просто в случайных обстоятельствах.

Политические партии появились в Западной Европе во второй половине XIX в. как результат в основном сформировавшегося и осознанного обеими сторонами противостояния труда и капитала. Представителями двух этих сторон стали, в частности, лейбористы и консерваторы в Англии, социал-демократы и центристы (предшественники нынешних христианских демократов) в Германии.

Но в 50-е гг. XX в. многое изменилось. Послевоенное “общество всеобщего благоденствия” сняло практически все классовые противоречия. И традиционные партии превратились не более чем в избирательные штабы для поддержки конкретных кандидатов в президенты и премьеры. Программы левых и правых отличаются лишь на первый взгляд, что доказывает, например, фактически либеральная политика лейбориста Блэра и социал-демократа Шредера.

В США беспартийная система сложилась даже раньше, чем в Западной Европе. Американский избиратель выбирает не между республиканской или демократической программами, а между Джоном Смитом и Питом Джонсом, оценивая то, как они одеваются, какие у них жены и дети, умеют ли они разговаривать на простонародном языке.

Конечно, Россия – далеко не общество всеобщего благоденствия. Но 70-летняя советская эпоха отличалась тем, что все были принудительно равны (кроме узкого слоя партийной и советской элиты) и отучены от какой-либо несанкционированной властью общественной активности. Затем у не менее узкого слоя демократов первой волны наступило кратковременное упоение свободой. А народ безмолвствовал, в глубине души усмехаясь над появлением многочисленных партий-однодневок и партий-карликов. Да, появились частные собственники и нанимаемые ими работники. Но все еще слишком сильна советская политическая апатия и слишком мало времени прошло с момента появления первых атрибутов рынка. А выбирать-то надо! Вот и становятся решающими конкурентными преимуществами не предлагаемые идеи, а то, что молодой, энергичный и непьющий.

Надевать на это общество многопартийную систему, с одной стороны, через ликвидацию одномандатных округов, а с другой – искусственным накачиванием “Единой России”, у которой, по признанию даже высокопоставленных кремлевских чиновников, нет идеологии, – то же самое, что считать стрижку боярских бород достаточным для европеизации России.

Так что же делать, чтобы хоть как-то оживить политическую жизнь страны? Прежде всего не вытаптывать поляну партийным катком.

Мы можем действительно соответствовать стандартам нынешней передовой демократии, только поощряя ярких, харизматических лидеров. Это не обязательно остатки прежней когорты – Явлинский, Чубайс, Хакамада, Глазьев, но и совершенно новые фигуры, в том числе из регионов. Первая ласточка – возглавивший объединенный список “Яблока” и СПС на предстоящих выборах в Московскую городскую думу Иван Новицкий. Тут пригодятся и радио, и телевидение, основными героями которого пока являются “Новые русские бабки” или неувядающий Евгений Петросян. Тут нужен нынешний президент, постоянно появляющийся в окружении пусть и неудобных, с разными политическими взглядами, но выдающихся лидеров, ведущий с ними равноправный диалог о будущем нашей Родины. Фактически речь идет о том, чтобы Владимир Путин в 2008 г. не просто передал власть своему преемнику, а взял на себя поистине историческую миссию – начать формирование новой политической элиты, которая будет способна обеспечить достойные перспективы России.