Ураганы и ФРС


Джейсон Треннерт, фондовый аналитик брокерской компании International Strategy & Investment, как и многие его коллеги, ожидал, что к концу года индекс S&P 500 вырастет на 10%. Но чтобы его прогноз сбылся, индексу за оставшиеся месяцы нужно набрать еще 9%. Рынку “может не хватить пороху; шансов меньше, если ФРС не успокоится” и продолжит повышать процентные ставки, признает Треннерт.

Руководитель подразделения по работе с акциями Federated Investors Дэвид Бриггс сравнивает ситуацию на рынке с “октябрьфобией”. В истории фондового рынка США было несколько случаев, когда именно на октябрь приходились самые большие потрясения. В 1929 г. с краха фондового рынка 24 октября началась Великая депрессия, а в черный понедельник 19 октября 1987 г. индекс Dow Jones за один день потерял 22,6%. Но в годы, когда подобных катастроф не случалось, фондовый рынок в октябре показывал хорошие результаты. В это время акции традиционно идут в рост, а IV квартал считается лучшим временем для фондового рынка.

До начала ураганов инвесторы надеялись, что этот октябрь исключением не станет. Было ощущение, что худшее уже позади, цены на нефть начнут возвращаться на уровень в $40–50 за баррель, а председатель ФРС Алан Гринспэн перед уходом в отставку сделает паузу в повышении ставок.

Но на прошлой неделе, несмотря на разрушительные последствия “Катрины” и надвигающийся ураган “Рита”, ФРС повысила ставки до 3,75%. Из-за этого решения и роста цен на нефть прошедшая неделя стала худшей за последние три месяца для американского фондового рынка, а DJ закончил ее падением на 2,1%. “Посмотришь по телевизору на весь этот хаос и разруху – и просто трудно играть на повышение”, – говорит Бриггс.

Впрочем, есть и оптимисты. “Негативные новости уже включены в цену акций, – говорит директор по инвестициям National City Тим Суонсон. – Мне кажется, что в дальнейшем поток новостей будет более позитивным. Он не будет особенно большим, но и не будет таким плохим”. Рынок снова будет ждать, что ФРС перестанет повышать ставки, а цены на нефть стабилизируются. “При таком раскладе IV квартал еще может оказаться хорошим”, – говорит Суонсон. Он не ждет от фондового рынка “выдающихся результатов”, но считает, что по итогам года S&P 500 должен вырасти на 5–10%. В понедельник утром рынок вздохнул с облегчением: страховщики оценили потери от “Риты” лишь в $2,5–6 млрд (потери от “Катрины” будут в несколько раз выше). Индексы стали расти, но затем снова подорожала нефть, и в итоге DJ и NASDAQ Composite поднялись всего 0,2%. Вчера днем они снизились на 0,2%.

Несмотря на ураганы, в III квартале инвесторы ждут от бизнеса прибыли. По данным Thomson First Call, в пятницу для компаний, входящих в S&P 500, рост прибыли прогнозировался на уровне 17,9% против 17,5% неделей ранее. Правда, этот рост приходится на энергетический сектор, прибыль которого должна увеличиться на 72% (против 64%), тогда как не энергетические компании прибавят всего 11,6% (против 12,1%). Впрочем, все может оказаться еще хуже, если из-за высоких цен на энергоносители снизятся потребительские расходы. (WSJ, 26.09.2005, Татьяна Бочкарева)