Абрамович свое получит

Д. Гришкин

Весной 2004 г. “Газпром” впервые объявил, что хочет стать нефтяной компанией. Сначала он собирался поглотить “Роснефть” и “Юганскнефтегаз”, который выставлялся на торги за долги “ЮКОСа”. Но, когда “Юганск” достался “Роснефти”, а та отбилась от слияния, “Газпром” начал договариваться о покупке “Сибнефти”.

Сделка десятилетия

Вчера ударили по рукам: “Газпром” подписал соглашение с Millhouse Capital по покупке 72,663% “Сибнефти” за $13,091 млрд, сообщили компании в совместном заявлении. Еще 3,016% “Сибнефти” монополия выкупила у Газпромбанка, и в ее распоряжении будет более 75% нефтяной компании. Сделка заключена на рыночных условиях, цитирует “Газпром” председателя совета директоров, главу администрации президента Дмитрия Медведева. Вчерашняя цена одной бумаги в РТС – $3,65, днем ранее – $4, а по условиям сделки – $3,8. Капитализация “Сибнефти” в РТС – $17,3 млрд, а стоимость 72,6% – $12,57 млрд. “Всем очевидно, что условия рыночные, а цена справедлива для всех”, – говорит Боб Форесман, глава Dresdner Kleinwort Wasserstein в России, которая консультировала “Газпром”.

Подробнее ни “Газпром”, ни “Сибнефть” не комментируют ситуацию. Два хорошо знакомых с условиями сделки бизнесмена обещают, что закроется она быстро: владельцы получат все деньги до конца октября. Это подтверждает и менеджер “Газпрома”. В сделку войдут некоторые активы, не принадлежащие “Сибнефти” напрямую: 50% “Славнефти” и 38,5% в Московском НПЗ. Об этом сообщили два источника, близких к сделке. $13 млрд – это не все доходы продавцов компании. Незадолго до сделки акционеры “Сибнефти” утвердили дивиденды в $2,3 млрд.

Кредитовать “Газпром” на покупку будут банки ABN Amro и Dresdner Bank, Citigroup, Credit Suisse First Boston, Goldman Sachs, Morgan Stanley. Два банкира утверждают, что речь идет о займе до $13 млрд. Часть кредита “Газпром” впоследствии рефинансирует за счет средств, которые в конце года получит от “Роснефтегаза” (166,4 млрд руб.), а также за счет долгосрочных кредитов и еврооблигаций.

Формально “Газпром” не получил разрешения на покупку, а его совет директоров перенес вопрос на следующее заседание. Против сделки прямо высказывался министр экономического развития Герман Греф. Но это уже не имеет значения, уверен источник, близкий к Кремлю. В июле Владимир Путин признался, что знает о переговорах и акционеры “Сибнефти” “должны воспринимать это как рыночную сделку”. Тогда его слова трактовали по-разному, говорит собеседник “Ведомостей”, но теперь ясно, что это было одобрение.

Покупка “Газпрома” – крупнейшая за всю историю нашей страны. Максимум M&A в России зафиксировал Ernst & Young: в 2004 г. было заключено сделок на $30 млрд учетом “Юганска”. Заодно сделка с “Сибнефтью” попала на 3-е место в списке слияний в мировом энергосекторе, оплаченных деньгами. В 1999 г., по данным Thomson Financial, группа инвесторов купила итальянскую Ente Nazionale per l’Energia за $18,7 млрд, а испанская Repsol заплатила за аргентинскую YPF $17,4 млрд (подробнее о сделках в мировом энергетическом секторе см. врезку на стр. Б1).

Чьи $13 млрд

Официально акционеров “Сибнефти” никто никогда не называл. Контроль над “Сибнефтью” обошелся ее владельцам в декабре 1995 г. в $100,3 млн (историю приватизации смотри во врезке). Считалось, что покупателями тогда выступили компании, подконтрольные нынешнему чукотскому губернатору Роману Абрамовичу и предпринимателю Борису Березовскому. Впоследствии “Сибнефть” объявила, что Березовский не является ее акционером. Сам он этим летом заявил, что в 2003 г. продал 50% “Сибнефти” за $1,3 млрд.

Несколько бизнесменов, знакомых с положением дел в “Сибнефти”, утверждают, что сейчас конечный владелец 72,6% акций компании Абрамович. Один из собеседников “Ведомостей” считает, что доля в несколько процентов есть у президента “Сибнефти” Евгения Швидлера и нескольких других топ-менеджеров. Они наверняка получат крупные бонусы по результатам сделки, которые будут исчисляться десятками миллионов долларов, считают двое собеседников “Ведомостей”. К числу счастливчиков они относят Швидлера, его замов Андрея Городилова, Валерия Ойфа, Александр Корсика.

В “Сибнефти” это не комментируют.

Владельцы “Сибнефти” много лет мечтали о продаже компании. В 1997 г. Березовский и Абрамович договорились о слиянии с “ЮКОСом”. Но “ЮКСИ” не прожила и полугода. После владельцы “Сибнефти” получали предложения о покупке от мировых гигантов – Total и Shell, но они в 2003 г. решили вновь попытать счастья с “ЮКОСом”. В интервью “Ведомостям” президент “Сибнефти” Евгений Швидлер утверждал, что “расторгнуть сделку уже невозможно”. Но налоговая служба предъявила “ЮКОСу” и его “дочкам” претензии на $27,5 млрд, и владельцы “Сибнефти” “подали на развод”. У “ЮКОСа” до сих пор есть 20% акций “Сибнефти”, за которые заплачено $3 млрд.

Если бы “Сибнефть” продали иностранцам, Абрамович выручил бы больше $13 млрд, убежден бывший чиновник. Но Кремль ему не разрешил, и взамен государство предложило за “Сибнефть” компромиссную цену, считает он.

Другой бывший чиновник говорит, что администрация спокойна за дальнейшие шаги Абрамовича – он аполитичный, без амбиций предприниматель и никогда не играл в политические игры. Зато Абрамович, по рассказу источника в окружении магната, ввел нынешнего президента в ближний круг президента предыдущего.

Источник, близкий к Кремлю, считает, что у Абрамовича останутся социальные обязательства в России: финансирование Чукотки, губернатором которой он станет во второй раз, вливания в национальный футбол (“Сибнефть” – спонсор ЦСКА), благотворительность.

Бизнесмены, близко знакомые с Абрамовичем, уверены, что тот не будет вкладывать деньги в России. “Яхты, путешествия, футбол – вот чем он будет заниматься”, – считает один из них. “Он разместит эти деньги на финансовом рынке и будет на этом зарабатывать, а никаких крупных покупок совершать не собирался”, – говорит другой. Еще один знакомец Абрамовича утверждает, что в запасе у самого богатого россиянина есть новая бизнес-идея, но пока он держит ее в секрете.

Василий Анисимов, продавший пять лет назад свою долю в “СУАЛ-Холдинге”, не верит, что Абрамович навсегда уводит деньги из России. “Наверняка через некоторое время мы узнаем, что он приобрел здесь новый актив”, – говорит он. Анисимов не считает, что Абрамович и партнеры заработали неадекватно большие деньги на покупке и перепродаже “Сибнефти”. “$180 млн, за которые была куплена “Сибнефть” 10 лет назад, были другими деньгами. Если бы они прогорели, то уже никогда не выкарабкались, – рассуждает предприниматель. – Никто тогда не знал, что удастся заработать $13 млрд”. “Для каждого времени и для каждой страны есть свои бизнес-модели. Та модель, которую выбрал Абрамович, оправдалась”, – согласен Сергей Полонский, президент Mirax Group.

Что получит “Газпром”

Покупка “Сибнефти” позволит “Газпрому” стать пятой в стране нефтедобывающей компанией с добычей 55 млн т нефти в год (c учетом половины годовой добычи “Славнефти”). Правда, что делать с покупкой, “Газпром” пока не решил. Менеджер монополии сказал “Ведомостям”, что концерн не отказался от планов консолидировать все нефтяные активы на одной “дочке”, но будет ли это “Сибнефть” и сохранится ли этот брэнд, еще не решено.

Сотрудник одной из “дочек” “Сибнефти” сказал, что менеджеры “Газпрома” только сейчас начали запрашивать информацию о компании. “Они достоверно не знают, за что выкладывают деньги”, – смеется он.

До последнего времени “Сибнефть” была одной из самых эффективных нефтяных компаний. Применяя интенсивные технологии, “Сибнефть” стремительно наращивала добычу (в 2001 г. рост 20%, в 2002 г. – 27%, в 2003 г. – на 19%). Но уже в 2004 г. темп снизился до 8%, а по итогам этого года аналитики предрекают падение. Выросли и затраты на баррель добычи – с $1,7 в 2001–2002 гг. до $2,4 в 2004 г. А всю прибыль в преддверии продажи “Сибнефти” ее владельцы выкачивали в виде дивидендов.

По подсчетам аналитика “Атона” Артема Кончина, выручка объединенной компании по итогам 2005 г. может составить $54 млрд, а чистая прибыль – $13, 45 млрд. Он отмечает, что добыча нефти для “Газпрома” – новый бизнес (до этого времени он добывал конденсат), и поэтому не ясно, получит ли монополия синергетический эффект от покупки.

“Для “Газпрома” эта сделка означает не только получение нефтяных активов, но и высококвалифицированный коллектив “Сибнефти”, который поможет монополии осваивать и свои собственные месторождения”, – уверен Боб Форесман. Но близкий к Кремлю источник сомневается, что топ-менеджеры “Сибнефти” согласятся работать “под неэффективным руководством “Газпрома”. Эффективность бизнеса “Сибнефти” в итоге снизится, говорит он.

Не повезло и миноритариям “Сибнефти”, которым, похоже, придется забыть о щедрых дивидендах, уверен собеседник “Ведомостей”. Не стоит им рассчитывать и на выкуп акций “Газпромом”. Недавно акционеры “Сибнефти” не стали вносить поправку об обязанности покупателя более 30% компании сделать оферту остальным акционерам. “Газпром” точно не будет вносить поправку, защищающую права миноритариев, уверен менеджер западного инвестбанка, работающего в России. Именно этим он объясняет вчерашнее снижение котировок “Сибнефти” на 9% после объявления о сделке.

Изначально “Газпром” хотел получить все 92%, говорит банкир, близкий к сделке, но теперь он скупил 3% на рынке и ему не принципиально получение 20%-ного пакета. Есть договоренность, что если Millhause получит пакет “ЮКОСа”, то предложит его “Газпрому”, говорит другой инвестбанкир. Неясной остается судьба “Славнефти”, которая в равных долях принадлежит “Сибнефти” и ТНК-BP. Источник, близкий к компании, утверждает, что уже есть договоренность о том, что ТНК-ВР выкупит долю “Газпрома”.

Сделка “Газпрома” и “Сибнефти” – шаг в усилении влияния государства в нефтянке, говорит близкий к Кремлю источник. После покупки “Газпромом” “Сибнефти” государство будет контролировать почти треть российской нефтедобычи – 28%. Сейчас эта доля составляет 18,4% и приходится на “Роснефть”. Монополизация может негативно сказаться на секторе. “Как минимум снизится эффективность”, – считает чиновник. Но это не предел: остались еще активы “ЮКОСа”, которые тоже могут попасть госкомпаниям, говорит Нестеров из “Тройки Диалог”. “Так что мечты чиновников о контроле над добычей нефти в стране сбываются”, – резюмирует он.