Автоконцерны экономят


DaimlerChrysler собирается сократить до 5000 рабочих мест на заводах своего подразделения Mercedes Car Group, сообщил источник, близкий к наблюдательному совету автоконцерна. В I квартале 2005 г. Mercedes получил убыток в $1 млн. Сокращение сотрудников станет первым шагом нового главы Mercedes и будущего гендиректора DaimlerChrysler Дитера Цетше по реструктуризации группы. Цетше, который официально сменит на посту нынешнего руководителя DaimlerChrysler Юргена Шремпа 1 января 2006 г., уже обсудил свои планы с наблюдательным советом автомобилестроительной компании. Как заявил Цетше, его цель – сделать производство более эффективным и уменьшить себестоимость автомобилей концерна.

Сокращение штатов может стоить DaimlerChrysler больших денег. По соглашению с профсоюзами автогигант не имеет права увольнять рабочих до 2011 г. В случае досрочного увольнения ему придется заплатить сотрудникам огромное выходное пособие или предложить им выйти досрочно на пенсию. В результате предыдущего сокращения штатов, которое было также предложено Цетше, в течение трех лет рабочих мест в DaimlerChrysler лишились 26 000 человек. Тогда каждому уволенному рабочему компания заплатила выходное пособие около

66 000 евро ($80 000).

Работники заводов Volkswagen в Германии также опасаются, что их уволят или “уйдут на пенсию”. Прежде представители компании уже заявляли, что она страдает от переизбытка производственных мощностей в этой стране (на заводах Volkswagen в Германии трудится 103 000 рабочих). По этой же причине автогигант планировал перевести производство своих внедорожников в Португалию, где рабочая сила значительно дешевле. Однако после переговоров с профсоюзами Volkswagen решил сохранить производство этих автомобилей в Германии. Профсоюзам, в свою очередь, тоже пришлось пойти на уступки – зарплаты рабочим на заводах VW будут урезаны на 20%. Министр экономики Германии Вольфганг Клемент одобрил соглашение между автопроизводителем и профсоюзами. “Уступки, на которые пошли обе стороны, свидетельствуют об их обоюдном желании сохранить производство и рабочие места в Германии”, – сказал министр.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), заработные платы немецких рабочих автопрома сильно упали в прошлом году, в

2005–2006 гг. зарплаты еще больше сократятся. Это дает автопроизводителям Германии несомненные конкурентные преимущества по сравнению с Францией и Италией, где зарплаты рабочих растут, говорят в OECD. (Использованы материалы WSJ и FT.)