Ford поссорился с рабочими


Как рассказал “Ведомостям” руководитель профсоюзной организации всеволожского завода Ford Алексей Этимонов, в понедельник профсоюз отправил письмо руководству завода, в котором выдвинул ряд требований. Профсоюз настаивает на повышении зарплаты рабочих на 30%, совместном управлении средствами фонда социального страхования и выплате одинаковых зарплат сотрудникам, выполняющим одинаковую работу. Этимонов говорит, что сейчас рабочий на Ford получает от 10 000 до 17 000 руб. в месяц, а с учетом сверхнормативной работы – до 20 000 руб. в месяц. Сейчас в профсоюз входят от 1000 из 1700 сотрудников Ford, в основном рабочие, рассказывает Этимонов. По его словам, если 29 сентября профсоюз не получит ответа от менеджмента, 2 октября состоится собрание трудового коллектива всеволожского завода, на котором может быть принято решение о проведении предупредительной забастовки – каждая смена остановит работу на час, т. е. завод встанет в общей сложности на три часа.

Источник в руководстве завода говорит, что менеджмент уже начал переговоры с профсоюзами. Он рассчитывает, что дело до забастовки не дойдет. “Мы ежегодно индексируем зарплату, – утверждает собеседник “Ведомостей”. – В этом году – на 15%”.

Чиновник администрации Всеволожского района, где расположен завод, говорит, что рабочие Ford напрасно жалуются на условия труда. По его словам, благодаря иностранным производствам средняя зарплата в районе – 13 000 руб. в месяц. “Но на Ford лучший социальный пакет, и люди туда идут с удовольствием”, – отмечает чиновник. Во Всеволожском районе также расположены предприятия Nokian Tyres, Kappa и Merloni TermoSanitari.

Российские автомобилестроители говорят, что до забастовок на их предприятиях дело еще ни разу не доходило. Представитель “Русских машин” (бывшая “Руспромавто”) Владимир Торин говорит, что компания ежегодно индексирует зарплату на своих предприятиях на 20%. А представитель “АвтоВАЗа” Александр Громков утверждает, что средняя зарплата рабочих на конвейере завода составляет около 12 000 руб. и она индексируется исходя из инфляции и роста стоимости потребительской корзины. На “АвтоВАЗе” две профсоюзные организации, рассказывает Громков, – основная и альтернативная. “Альтернативная периодически устраивает митинги, выдвигает требования по повышению зарплаты в два раза, грозится устроить массовую забастовку, – говорит Громков. – Но у них этого получиться не может – их менее 2000 человек при общей численности персонала предприятия более 115 000”.

Юрист Олег Шеврин говорит, что требования профсоюза Ford по повышению зарплаты невыгодны самим рабочим. “Может быть, они и добьются своего, но гораздо лучше согласовать с менеджментом методику постоянной индексации, привязав ее, например, к индексу повышения цен на потребительском рынке”, – считает Шеврин. Аналитик ОФГ Елена Сахнова напоминает, что Ford известен своими сильными профсоюзами. Впрочем, считает она, повышение зарплат и даже забастовка не сильно навредят экономике предприятия, которое, по ее словам, и без того убыточное. “Скорее это нанесет удар по имиджу Ford, который всегда приводили в пример российским автомобилестроителям”, – рассуждает Сахнова.