Хуже Азербайджана


В рейтинге роста ВЭФ Россия опустилась за последний год на пять позиций и занимает 75-е место. Ухудшения наших перспектив не произошло – просто четыре страны, которые впервые попали в рейтинг, сразу же оказались выше нашей страны. Среди успешных новичков есть и наши соседи – Казахстан и Азербайджан. Зато по “индексу бизнеса” Россия опустилась на 13 пунктов до 74-й позиции в общем рейтинге. Примером для России может служить Финляндия, которая уже третий год занимает 1-е место в “рейтинге роста” (2-е в рейтинге бизнеса). В первую десятку по обоим индексам входят также США, Дания, Сингапур и Япония. Из стран СНГ выше всех Казахстан (61-е и 62-е места соответственно).

“Самая сильная ваша сторона – это хорошая макроэкономическая среда”, – отмечает ведущий экономист ВЭФ Дженнифер Бланка. По уровню бюджетного профицита Россия занимает 9-е место, удовлетворительны наши показатели и по уровню госдолга, и по уровню сбережений населения. “А главная беда России – низкое качество госинститутов”, – уверена Бланка. Именно из-за этого мы и плетемся в конце обоих рейтингов. Например, по независимости судебной системы Россия на 102-м месте, по объективности решений чиновников – на 106-м, по защите прав миноритариев – на 109-м. “Судя по нашим исследованиям, получается, что в вашей стране вообще нет частной собственности: люди уверены, что ее могут отнять в любой момент”, – восклицает экономист ВЭФ. Больше всего руководителей компаний, работающих в России, беспокоит коррупция (16%), налоговое администрирование (14%), неэффективность госорганов (12%), доступ к финансированию (11%) и инфляция (9%).

Выводы ВЭФ точно отражают российские реалии, считает руководитель направления по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков. Нынешние управленческие технологии во власти, по его словам, используются с незапамятных времен, а процесс реформирования госуправления только начинается. “Если эта реформа снова отложится, то отставание России станет необратимым”, – заключает Южаков. Он рассчитывает, что дело поправит реализация новой концепции административной реформы, которую осенью собирается рассмотреть правительство. Тогда до 2010 г. показатели качества госинститутов улучшатся на треть. “Содержательных проблем нет – что делать с российским госуправлением, давно придумано”, – соглашается замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Но все та же неповоротливая государственная машина мешает превратить идеи в действительность, добавляет он.

Бизнесмены, как ни странно, не считают, что с госуправлением у России большие проблемы. “Я общаюсь с чиновниками Минэкономразвития и правительства, и за 10 лет они у меня ничего не вымогали, а только помогали”, – говорит председатель совета директоров компании “Каскол” Сергей Недорослев. По его словам, у нас действительно “тяжелое наследство”, но чиновники “пытаются это изменить”. Удобнее всего пенять на чиновников, соглашается гендиректор компании “Унихимтек” Виктор Авдеев. Его компания занимается технологичным бизнесом, и, по его мнению, в последние годы гораздо сильнее ощущается отсутствие инициативы со стороны ученого сообщества, чем недостаток внимания государства.

Впрочем, президент Союза малых предпринимателей “Лига свободы” Владлен Максимов считает, что последние пять лет ситуация только ухудшается и главную проблему составляют как раз чиновники. “Речь не идет о каких-то криминальных вещах, дело в законодательстве”, – утверждает он. Например, совершенно невозможно доказать сговор, из-за которого ставки аренды достигают астрономических цифр, или во время проверки предоставить все необходимые документы – их слишком много. “Рейтинг отражает ту картину, которая есть на самом деле”, – заключает предприниматель.