КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: Промышленно-парковая архитектура


За почти полтора десятка лет от начала перестройки, гласности и экономических реформ российский малый бизнес так и не вырос из коротких штанишек. Так и не превратился в категорию собственников. Так и не стал основой для среднего класса. Сам факт его существования – уже победа, правда локального значения. То есть малый бизнес вроде как есть. Вот только не того количества и качества.

Сегодня порядка 80% субъектов малого предпринимательства сосредоточены в торговом секторе. И по этому экономическому показателю мы едва ли не мировые лидеры. Вот только гордости или особой радости по этому поводу не возникает.

Производство: помехи на входе

Мы постоянно говорим о том, что малого бизнеса России нужно в три раза больше – в соответствии с мировыми стандартами. Но торговая ниша заполнена. Что делать? Куда податься? Логика, позиция первых лиц государства, здравый смысл, наконец, все вместе и по отдельности подсказывают – в производство, в инновационный сектор. Но сегодня, выбирая путь развития своего бизнеса, предприниматель, словно былинный богатырь, оказывается на перепутье, от которого ведут дороги попроще, посложнее и совсем непроходимые. Нормальный человек, взвесив все риски и возможности, сделает выбор, и, скорее всего, в пользу все той же торговли. А инновации и производство так и останутся вотчиной энтузиастов. Или выход все-таки есть?

В Швеции мне довелось наблюдать картину, которую в России сочли бы забавной. Жизненно важные детали для всемирно известных автомобильных концернов делают малые предприятия, чей штат не превышает одного-двух человек. Выигрывают тендеры на размещение заказа. Работают и зарабатывают. Причем все это без сверхконтроля как со стороны заказчика, так и государства. Или другой пример – промзоны Китая, где мирно уживаются друг с другом разнонаправленные производства – от высоких технологий до подсобного инструментария. Представить такое в нашей стране фантазии не хватит. Проблемы с землей, бизнес-недвижимостью, финансированием, с причудами региональных и местных администраций сводят на нет все попытки организовать производство. Вдумайтесь: только согласование сметной документации для получения разрешения на строительство занимает до полутора лет.

Власти пока так и не удалось сформулировать четкую государственную политику как в отношении развития малого бизнеса, так и промышленного развития. Пора от обозначения намерений переходить к грубой практике. Для этого есть соответствующие инструменты и технологии. Созданы и апробированы они не нами, но вполне пригодны для использования на российской почве. Речь о промышленных парках.

Плюсы бизнесу

Тема эта для нашей страны новая настолько, что до сих пор очень многие путаются в определениях и полагают, что бизнес-инкубаторы, технологические и промышленные парки – едва ли не одно и то же. Возможно, по форме они и похожи. Но не по сути – миссии разные. Инкубаторы – создатели тепличных условий для стартующего бизнеса. Технопарки работают на развитие инновационных компаний. А промышленные парки создают условия для повышения эффективности малых и средних производств. Каким образом? За счет решения проблемы доступа к земле и производственным помещениям. За счет уменьшения бюрократической волокиты. За счет снижения потребности в финансировании. Всеми этими проблемами занимается менеджмент парка, в то время как предприниматель занимается тем, чем и должен, – предпринимательством.

Однако возникает другой вопрос – а так ли безграничны и широки возможности менеджмента парка? Кем или чем они должны обеспечиваться? Ответ очевиден – государством в рамках его партнерства с бизнесом. Без этого невозможно будет решить и четверти всех проблем. Ведь территория под промпарки должна передаваться в долгосрочную аренду федеральными или местными властями. Оптимальный размер парка не менее 100 га, а значит, осуществлять его оптимизацию без государства просто невозможно. Инженерная инфраструктура – коммуникации, сети, транспортные пути и т. д. – также обеспечивается местными властями. Налоговые льготы тоже находятся в их ведении.

Фактически функции управления могут быть сосредоточены как в частных руках, так и у органов власти любого уровня. Поверьте, для арендатора важно не это. Ему необходимы условия максимального благоприятствования для ведения и развития своего бизнеса. Аллергия на власть – бесполезная и даже вредная роскошь для предпринимателя. С властью можно и нужно взаимодействовать. И частно-государственное партнерство предоставляет бизнесу такую возможность. Пока ЧГП – красивая схема, в которую нужно вдохнуть жизнь. Интересно, что в этом заинтересован не только бизнес. Почему?

Плюсы государству

Развитие бизнес-парков – механизм стимулирования не только малых и средних предприятий, но и развития российских регионов. Что такое промпарк для субъекта РФ? Улучшение транспортной инфраструктуры и решение экологических проблем. Это во-первых. Организация подготовки кадров. Это во-вторых. Будут созданы новые рабочие места, а значит, снизится социальная напряженность. А с учетом оранжевых настроений, охвативших постсоветское пространство, это еще и вопрос внутренней безопасности России. Это в-третьих. Оформление нового, цивилизованного российского бизнеса, которому уже пора эволюционировать от базара к рынку. Это в-четвертых. И, наконец, самое главное – возникнут условия для бурного роста инвестиционной привлекательности региона. Приведу одну цифру. Объем инвестиций – как внешних, так и внутренних – в промышленную зону под Шанхаем за восемь лет составил $20 млрд. Разве не заманчиво?

Так получилось, что инициатором обсуждения темы промышленных парков, кластеров на самом высоком уровне стало бизнес-сообщество. Заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ специально посвящают именно этой теме. Нас поддержало Минэкономразвития, в ведомственную программу которого вошли инфраструктурные проекты. Но этого мало – нужны решения. С подписями, поручениями, обязательствами, финансированием, созданием законодательной базы и т. д. Государство должно взять на себя функцию организации этого процесса. И бизнес-сообщество готово принимать в нем действенное участие и оказывать власти максимальное содействие по всем направлениям. Ведь цель-то у нас общая – мы все хотим жить в благополучной и процветающей России, у которой есть будущее.