Оцифрованный


Ничего серьезного от мужчины, одевающегося только в белое и розовое, ждать не стоит. Только праздника. Кариму Рашиду 45 лет, росту он под два метра, а слава и деньги – верные его спутники, но костюмы он носит белые, а кроссовки – розовые. И это запоминается. Как все известные дизайнеры, Рашид занимается проектированием всего – от гостиничных интерьеров до бокалов и футляров для духов, отдавая предпочтение интерьерам. Особенно известных предметов-хитов, как у великих дизайнеров, он не создал. Зато сделал себе громкое имя и утвердил собственный стиль, где все пестро, рисунки и формы вдохновлены компьютерными картинками, где нет природных цветов и вместо изображений людей – их оцифрованные модели.

Перед зданием Галереи Гари Татинцяна стоит в качестве выставочного экспоната кабриолет SAAB. Непосредственно к дизайну добротного шведского автомобиля Рашид не имеет отношения, он только разукрасил его в своем дигитальном стиле – молниями и разводами. Также не имеет он прямого отношения к хай-тековскому дизайну новейшего телевизора Philips, но он сделал его частью своей инсталляции “Модный дом модного человека”, где кроме очень большой и очень плоской плазменной панели есть только странные блестящие надувные формы, похожие на капсулы с дыркой. Вещи от знаменитых фирм соединяются с фамилией раскрученного дизайнера к обоюдной пользе. Это не союз промышленного художника и производителя, а соединение популярных брэндов.

Огромные постеры с изображениями компьютерных человекообразных в позах людей, занимающихся групповым сексом, и фрагментами тел этих человекообразных – работы Рашида-художника. Эти картинки порнухи роботов ярки и совершенно невинны, разве что забавны. Инсталляция из войлока – тоже произведение современного искусства. Серые пеньки-пуфы и такие же округлые столики вырастают на полу галереи, как пузыри земли. Вряд ли все это может произвести на кого-то серьезное впечатление и имеет хоть какой-то смысл. Но стиль и поведение Карима Рашида, живущего в Нью-Йорке и учившегося в Канаде англо-египетского полукровки, ничего серьезного и не подразумевают. И хотя Рашид повторяет слова о том, что главное в предмете – его функция, на самом деле его создания – только видимость.

В презентованной на выставке новой книге Карима Рашида Digipop есть немного неглубоких рассуждений о том, что цифровые технологии изменили визуальный мир, а их изобразительный язык стал сегодня господствующим и народным, но основное тут – картинки, пестрые орнаменты, произведенные компьютером. Суперуспешный дизайнер Карим Рашид утверждает, что хочет изменить мир, но вряд ли он действительно пытается заменить действительность ее дигитальной моделью, просто сильные выражения хорошо цитируются.