Бессмертные и смертники


Мультиэтнические коллизии – магистральная тема современного британского кино, ей посвящены сразу три фильма фестиваля: “Ясмин” (Yasmin) Кеннета Гленаана, “Гамбургский смертник” (Hamburg Cell) Антонии Берд и “Прощальный поцелуй” (Ae Fond Kiss) Кена Лоуча.

Как раз “Гамбургский смертник” Антонии Берд (снявшей некогда отличный каннибальский триллер “Людоед” с Робертом Карлайлом) уже знаком нашим зрителям: 11 сентября он был показан по “Первому каналу” под названием “Охота на близнецов”. Это докьюдрама, детальная драматизация событий, предшествовавших террористической атаке на Соединенные Штаты. Членов гамбургской ячейки “Аль-Каиды” играют актеры, но все происходящее воссоздается на основании судебных протоколов, видеозаписей и показаний свидетелей. Герой “Гамбургского смертника” – состоятельный ливанский эмигрант, выпускник католической школы, на университетской скамье получивший летальную дозу радикального ислама: именно он оказался за штурвалом “Боинга”, упавшего на штат Пенсильвания.

Кена Лоуча, самого социально ангажированного британского режиссера, как ни странно, не всегда удается причислить к художникам, озабоченным жизнеподобием. На фестивале покажут его “Прощальный поцелуй” (Ae Fond Kiss), фильм, в котором Лоуч-лирик одерживает убедительную победу над Лоучем – певцом вымирающего пролетариата. Карим, главный герой “Поцелуя”, как и смертник из Гамбурга, родился и сформировался в семье эмигрантов (пакистанских). Его младшая сестра тоже ходит в католическую школу – уроки музыки у нее ведет молодая женщина, все недостатки и достоинства которой сформированы внеморальной западной цивилизацией. Патриархальный быт диаспоры медленно разрушается под воздействием внешнего мира, но старики упорно пытаются держаться корней. Если уж постановили выписать из Пакистана невесту, то быть по сему, а капризы пусть остаются не помнящим родства европейцам. Это все как в жизни. Но только в кино, причем в кино романтическом, Запад и Восток сходятся вопреки обстоятельствам, опровергая пророчество Киплинга. Нежность побеждает деспотизм традиции, но, честное слово, возникает подозрение, что пакистанская родня права и именно западный индивидуализм повинен в том, что они нападают, а мы не знаем, как защититься.

Поиски дистиллированной “британскости” на фестивале могут привести зрителя на фильм Шейна Медоуза “Месть мертвеца” (Dead Man’s Shoes), популярный на родине и известный у нас благодаря саундтреку. В этом году картина, посвященная терзаниям провинциального мстителя, номинировалась на премию BAFTA, но премию не получила, что, наверное, правильно: фильм оставляет впечатления довольно мутные и достаточно тягостные.

Сразу два фильма фестиваля дают возможность разглядеть на большом экране не очень известного у нас актера Дэниела Крейга, на которого западная пресса все настойчивее указывает как на будущего Джеймса Бонда. В “Слоеном пироге” (Layer Cake) он играет лондонского торговца наркотиками, мечтающего отойти от дел – понятно, что в рамках криминального триллера сделать это будет непросто. В “Испытании любовью” (Enduring Love) герои Крейга, Риса Ифанса и Саманты Мортон становятся свидетелями несчастного случая, превращая последующую жизнь друг друга в психологический триллер.

Еще одна психологическая драма, “Травма” (Trauma) с Колином Фертом и Миной Сувари, уже вышла у нас на лицензионном видео. А вот полудокументальный фильм “Касаясь пустоты” (Touching the Void) про покорение перуанских Анд увидеть можно будет только на фестивале, так же как драму про малолетнего правонарушителя “Крутой парень” (Bullet Boy) и иррациональный триллер “Наваждение” (Frozen), героиня которого убеждается в существовании загробной жизни.