Царские вещи


“Премудрая двоица” – выставка юбилейная (400 лет со дня рождения патриарха Никона и 360 лет восшествия на престол царя Алексея Михайловича) и с претензией на актуальность. На ней рассматривается исторический пример тесного, продуктивного для страны и некоторое время счастливого союза светской и церковной власти. Пример соединения священства и царства в единой, как тогда выражались, симфонии. А тот факт, что нежная привязанность царя, прозванного Тишайшим, к властному патриарху закончилась ссылкой Никона, сознательно вынесен авторами выставки за ее хронологические рамки. Если есть в нашей истории десятилетие согласного правления “премудрой двоицы”, то почему бы не вспомнить хорошее. Тем более что экспонаты, иллюстрирующие историю, мажорно роскошны и мрачные факты им не к лицу.

“Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что между христианскими монархами едва ли есть один, который превосходил бы в этом московский”, – вспоминал английский посол. Красота и продуманность русской придворной жизни XVII в. угадывается в сохранившихся в музейных закромах предметах и поражает особой узорчатой роскошью. Уникальный стиль лирического и праздничного русского барокко – не подавляющий, а радующий богатством – заметен во всех представленных вещах. Независимо от места создания, они подбирались по царскому вкусу второго Романова в соответствии с тогдашними представлениями о красоте и властном величии.

Бармы и держава, заказанные Алексеем Михайловичем в Стамбуле по византийскому образцу, слепят глаз драгоценными каменьями и филигранной работой. Немецкие серебряные кубки и блюда впечатляют монументальностью и основательностью. Царский трон иранской работы, обитый золотыми пластинами и инкрустированный рядами рубинов, бирюзы и жемчуга, не выглядит помпезно. Русские мастера того времени не уступали иностранным, и в кремлевских мастерских рождались шедевры декоративного искусства. Серебряные и позолоченные братины и стаканы с изящной чеканкой, богатейшие оклады икон и богослужебных книг, дивной красоты церковная утварь и облачения. Среди этого вещного великолепия теряются идеологические и политические намеки, хотя на выставке представлена даже написанная лично Богданом Хмельницким грамота с предложением вступить в подданство царя Алексея Михайловича.

Так и все разговоры о деяниях патриарха Никона не идут на ум, когда смотришь на его элегантный домашний кафтан итальянского бархата и огромный, деревянный, лакированный, инкрустированный перламутром, сделанный в Японии футляр для хранения шляпы. Судя по очкам патриарха и серебряному очешнику, рожденный в крестьянской семье Никон был изрядным щеголем и обладал отменным вкусом.

Известно, что далеко не все сокровища кремлевских музеев показывают в постоянной экспозиции Оружейной палаты. Но выставочное помещение до вчерашнего дня у музеев было только одно и маленькое – в Успенской звоннице. Красивый, с низкими сводами зал Одностолпной палаты Патриаршего дворца, открытый к 200-летнему юбилею Музеев Кремля и оснащенный современным музейным оборудованием, позволит показывать сокровища буквально невиданные, которые десятилетиями, а то и столетиями были спрятаны от любопытных глаз публики.