Гринспэн надувает пузыри


“Возможно, величайшей иронией в формировании экономической политики является то, что успех и стабилизация тоже несут риски”, – заявил Гринспэн, выступая по телемосту на конференции Национальной ассоциации экономики бизнеса, проходившей во вторник в Чикаго. Cвое выступление Гринспэн посвятил вопросу, который давно волнует инвесторов: приводит ли политика ФРС к необоснованным повышениям цен на акции, облигации и жилье? Ведь образование таких пузырей ведет к последующей корректировке, которая бывает болезненной для экономики.

Гринспэн и его коллеги уже давно отстаивают стратегию ФРС, которая сфокусирована на показателях инфляции и роста ВВП и не нацелена на борьбу со спекулятивными пузырями на рынке. В результате за последние 20 лет США пережили лишь две сравнительно мягкие рецессии, а инфляция оставалась низкой. Но на этот раз Гринспэн продемонстрировал более комплексный подход. По его мнению, стабильная макроэкономическая ситуация приводит к чрезмерной беспечности инвесторов, которые начинают думать, что глобальные кризисы маловероятны.

“Денежная политика, а фактически вся экономическая политика, которая осуществляется успешно на протяжении длительного периода, ведет к сглаживанию колебаний в экономике”, – считает Гринспэн. По его мнению, это побуждает инвесторов требовать меньшей компенсации за рискованные или долгосрочные кредиты. Что выливается в снижение доходности долгосрочных государственных облигаций, а это, в свою очередь, ведет к снижению стоимости залоговых кредитов и способствует росту цен на недвижимость. Подобная эйфория, вызванная в 90-е гг. ростом производительности, привела к возникновению тогда пузыря на рынке акций.

По мнению Гринспэна, подобные колебания отражают “слишком очевидные, перемежающиеся и заразительные приступы человеческой эйфории и горя, а также нестабильность, которую они несут”.

Впрочем, по мнению Гринспэна, “просто нереалистично” ожидать от ФРС шагов, направленных на выявление и сдерживание пузырей на рынке. Правильной реакцией на проблему, по его мнению, было бы сделать рынки настолько гибкими и свободными от регулирования, насколько это возможно. Именно гибкие рынки помогли, по его словам, погасить негативные последствия последних ударов, таких, как падение рынка акций в конце 90-х и теракты 11 сентября 2001 г.

Он не стал разъяснять, как гибкость рынков может помочь экономике оправиться от ущерба, нанесенного ураганами “Катрина” и “Рита”. Однако есть свидетельства, что некоторые тенденции, упомянутые Гринспэном, такие, как использование технологий в логистике, позволяют снизить ущерб. Например, Дэвид Барнс, возглавляющий информационный департамент United Parcel Service (UPS), говорит, что благодаря новой технологии учета грузов компания имела точные данные о загрузке каждого из ее трейлеров, задержанного в пути из-за наводнения, вызванного “Катриной”. В результате UPS удалось своевременно уведомить каждого клиента о срыве поставок и сообщить, когда их груз может быть возвращен. “20 лет назад мы не могли знать содержимого каждого из наших трейлеров”, – поясняет Барнс.

На прошлой неделе ФРС подняла учетную ставку с 3,5% до 3,75% и дала понять, что намерена повышать ее и далее. Президент Федерального резервного банка Сан-Франциско Дженет Йеллен во вторник заявила, что ураган “Катрина”, повлекший повышение цен на нефть, приведет к снижению деловой активности и в то же время усилит инфляционное давление. Самым вероятным результатом, сказала она, выступая перед членами британского парламента в Лондоне во вторник, будет резкое сокращение роста ВВП в III и IV кварталах. Темпы роста “восстановятся в первом полугодии 2006 г., когда начнется восстановление [пораженных ураганом] районов”, добавила Йеллен. Поэтому дальнейшее повышение ставок, с ее точки зрения, “имеет смысл”. По опубликованным Министерством торговли США статистическим данным, в августе объем заказов на товары длительного пользования в США вырос на 3,3%. Это подтверждает заявления руководства ФРС о том, что перед ураганом “Катрина” рост экономики США набирал силу. Июльский консенсус-прогноз предсказывал увеличение заказов на товары длительного пользования лишь на 1%.

По оценке Йеллен, инфляция в США без учета роста цен на топливо может снизиться в ближайшие два года, но задача ФРС – поддержание уверенности общества в низких темпах инфляции “через принятие мер”. По-видимому, она ожидает повышения ФРС процентных ставок в ближайшие месяцы даже в случае, если инфляция без учета цен на энергоносители останется на нынешнем уровне. (WSJ, 28.09.2005, Василий Кашин)