НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Суп из банки


Первое толковое издание, посвященное поп-арту. Альбом вышел “в рифму” к выставке Уорхола на Крымском, так что теперь разобраться в поп-арте будет проще и сложнее одновременно.

Открывает альбом Клаус Хоннеф, куратор эпохальных выставок поп-арта в Германии. Скучноватый текст набран чудовищно мелким шрифтом, что не вяжется с бодрым направлением в искусстве, о котором идет речь.

Одолеть эссе придется, поскольку ситуация в американском искусстве начала

60-х очень любопытна. Поп-арт пришел на смену абстрактному экспрессионизму. Все ждали наступления эры “нового гуманизма” с “новым образом человека” в искусстве. И поп-арт эти ожидания отчасти оправдал. Просто гуманизм пришел оттуда, откуда его не ждали: из “сладкой жизни” рекламы и массовых коммуникаций, которые выработали к тому времени свой язык. Этим языком – промышленного дизайна упаковок и заголовков – и воспользовались художники. “Новый человек” появился.

Правда, в виде увеличенной женской фигурки с этикетки.

За вступительной статьей следует парад имен – 20 художников по две-три репродукции на каждого с комментариями. Ретроспектива компактная, но показательная, поскольку автор отбирает типичное, главное. С помощью этого альбома поп-арт, что называется, легко раскладывается по полкам.

Клас Ольденбург – бытовые объекты искажены по принципу “твердое – мягкое”, “маленькое – большое”. Брезентовый рукомойник, гигантские воланы. Молотки и пассатижи размером со слона давно стали частью городского пейзажа во многих столицах мира.

Аллан Арканджело – “источник вдохновения” лежит буквально “на дороге”. Картины осмысляют систему знаков, выработанную культурой мотелей и американских хайвеев, бензоколонок.

Мел Рамос – человек, сделавший предметом искусства “пин-ап”, картинки девушек, которыми обклеивались кабины грузовиков и армейские шкафчики.

Рой Лихтенштейн – увеличенный комикс представляет на его картинах эмоциональную кульминацию сюжета, который зритель додумывает сам. Художник эстетизировал даже огромные точки растра.

Том Весселманн – “выразил” одержимое отношение американских мужчин к пышному бюсту. В рекламе тело обращает внимание зрителя на товар. У Весселманна, наоборот, женская сексуальность превращает обычные предметы в источник чувственного возбуждения.

Энди Уорхол, идол поп-арта. Художник, “отыгравший” такие базовые фобии и мании среднего класса, как секс, смерть, слава и деньги. Обратная сторона его творчества – ощущение тотального тлена, который стоит за массовой культурой.

Художники поп-арта родились на рубеже 30-х. Их юность пришлась на послевоенную аскезу. И только зрелость совпала с долгожданным товарным изобилием. При всей разнице их стилистик они близки в одном. В уважительном, почти религиозном отношении к товарам массового спроса. Поп-арт интерпретировал реальность с помощью образов, принятых в этой реальности. А потому понятных обычному человеку, которым искусство ХХ в. традиционно пренебрегало.

…Однажды в американском супермаркете я увидел банки с супом “Кемпбелл”. Те самые, уорхоловские. Знакомые каждому по репродукциям. Удивительное, надо сказать, ощущение. Как будто иконы сбежали из музея (хотя вначале было как раз наоборот). Не утерпев, я купил одну банку домой. Думал подарить приятелю, который писал о поп-арте. Однако из-за перепада давления в самолете она лопнула. Суп из банки испортил вещи. Сюрприза не получилось.

Эта история перекликается с попытками русского поп-арта, который тоже был выставлен на Крымском. Попытки эти неудачны, поскольку не соответствуют целям поп-арта. Перед нами все тот же соц-арт, использующий эмблемы из области массовой культуры для критики действительности. Выражаясь иносказательно, наши художники обыгрывают не столько банку, сколько суп, который в ней находится. Точнее, находился. В то время как поп-арт говорит: банка супа – это просто банка, и ничего больше. Главной ее заслугой является общедоступность, тривиальность, однозначность. Поп-арт вообще реален только там, где потребительские возможности населения адекватны предложению развитого рынка.

Чего в России пока что не наблюдается.