Три защитных рубежа


В послании Федеральному собранию президент Путин требовал определить, в каких отраслях экономики следует ограничить присутствие иностранного капитала. По словам чиновника правительства, Путина задела история с заявкой Siemens на покупку “Силовых машин” – запрос пролежал в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) почти год, после чего без внятных причин немцам отказали.

Разработать законопроект правительство поручило Минпромэнерго до 1 ноября. Сейчас документ уже направлен на согласование в министерства и аппарат правительства. По словам директора департамента Минпромэнерго Владимира Тараскина, было два варианта: сформировать список предприятий, в которых доля участия иностранцев ограничен или рассматривать заявки инвесторов поотдельности.

Из законопроекта и пояснительной записки, что Минпромэнерго остановилось на втором варианте. Но прежде президент указом должен утвердить круг отраслей, обеспечивающих национальную безопасность. Зарубежный инвестор, заинтересовавшийся в предприятии из этого круга, направляет заявку в уполномоченное ведомство (в правительстве думают, что это будет ФАС). Это ведомство, исполняющее функцию “одного окна”, рассматривает обращение инвестора в том случае, когда он претендует на пакет свыше 25%, 50% и 75% акций.

Затем заявку переправляют в правительственную комиссию, куда войдут представители ФСБ, Совбеза, Минобороны, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральной службы по финансовым ранкам и Минсвязи. Комиссия изучает запрос с точки зрения закона о гостайне, участия предприятия в экспортно-импортных операциях, исполнения оборонного заказа в течение пяти лет.

Последнее слово – за правительством. Оно не обязано соглашаться с комиссией и может удовлетворить отвергнутую заявку. А чтобы безопасность страны не пострадала – выставить инвестору особые условия. Рассматривать заявку должны не более трех месяцев.

Если тупо следовать принципу, то в стратегический перечень по одному лишь Роспрому придется включать 15 000 предприятий, говорит чиновник Белого дома. И приводит пример, как Россия попала в абсурдную ситуацию с производством двигателя для самолета RRJ. Ограничения в 25% не позволяют создать на паритетных началах СП НПО “Сатурн” и французской Snecma. Теперь, сетует чиновник, отдельным соглашением с Францией приходится обходить национальный закон.

Чиновник уверяет, что на позиции процентных ограничений в законопроекте стоит Совбез. Там от комментариев отказались. Глава Роспрома Борис Алешин поддержал законопроект: “Запрещать всех разом глупо, надо рассматривать каждый случай и мотивацию инвестора. Тем более что в ряде стратегических предприятий порог иностранного участия в 25% уже нарушен”.

Замминистра экономразвития Андрей Шаронов считает важным “не перебрать” с числом отраслей, где действуют изъятия, и создать механизм рассмотрения заявок, не провоцирующий коррупцию. Президент Лиги оборонных предприятий Алексей Шулунов вообще сомневается в эффективности закона: “в госорганах не следят за проникновением иностранных компаний через подставные фирмы”.

17 октября на Консультативном совете по иностранным инвестициям пройдет обсуждение законопроекта. Президент United Technologies в России Ричард Броди считает, что иностранным инвестициям в гражданские технологии не должно быть препятствий, а сделки со стратегическими предприятиями надо рассматривать с точки зрения риска для национальной безопасности. В США комитет по иностранным инвестициям собирается, чтобы изучить сделку под таким углом. Он дает рекомендации, решение принимает президент.

Пострадавший от бюрократов Siemens законопроект не смущает. Главное, по мнению директора по корпоративной коммуникации Siemens в России Алексея Григорьева, – прозрачность процедуры и адекватность критериев оценки. Три месяца на заявку – это нормальный срок, заключил он. Кремлевский чиновник уверил, что в существующей версии законопроект не пройдет.