ВЕКТОР


В демонополизации российского рынка дальней (междугородной и международной) связи, возможно, поучаствуют операторы не только фиксированной связи, но и сотовой. Президент МТС Василий Сидоров заявил, что его компания рассматривает возможность получения лицензии на дальнюю связь, хотя окончательного решения на этот счет пока не приняла. То же самое “Ведомостям” рассказали в “ВымпелКоме” и “МегаФоне”: обе компании не исключают, что обратятся в Россвязьнадзор за такими лицензиями, хотя прежде хотят дождаться ясности в решении вопроса о том, могут ли вообще российские сотовые операторы заниматься этим бизнесом. Если законодательных преград не обнаружится, Россия может стать уникальной страной. Ведь даже крупнейший сотовый оператор Европы – Vodafone использует для связи абонентов в разных городах каналы операторов фиксированной связи. Но в России, где операторы десятилетиями вынуждены были использовать для этих целей каналы одного “Ростелекома” (лишь в последние годы обслуживать сотовый межгород взялся “Межрегиональный ТранзитТелеком”), сотовые компании не хотят заранее отказываться от возможности построить собственные сети для передачи дальних звонков. Скорее всего, по рентабельности этот бизнес будет сильно отставать от основного, говорил “Ведомостям” в апреле президент МТС. Да и в “МегаФоне” дальнюю связь долго называли “непрофильным” для себя бизнесом. Но сказать “нет” никогда не будет поздно, потому операторы и не спешат это сделать.

Только имя

Перейдя дорогу Pioneer Group и предложив за “Палладу Эссет Менеджмент” бывшему хозяину, State Street Global Advisors, около $5 млн, “Русские фонды” поторопились. Новый собственник еще не успел интегрировать одну из старейших российских управляющих компаний в свою группу, а она уже потеряла часть конкурентных преимуществ. На этой неделе, как стало известно “Ведомостям”, Ситибанк, один из агентов “Паллады”, приостановил продажу паев трех фондов под ее управлением. Банк насторожила смена собственников УК, и дальнейшее сотрудничество с “Палладой” под большим вопросом. А ведь разветвленная агентская сеть – один из залогов успеха для розничных управляющих. Но кроме агента “Паллада Эссет Менеджмент” может лишиться не менее ценного ресурса – профессиональной команды, заработавшей ей неплохую репутацию. Часть сотрудников конкуренты переманили еще до заключения сделки с “Русскими фондами”, а вчера уволился один из управляющих “Паллады” – Руслан Буслов, работавший в ней с 1996 г. Если за ним последуют и другие коллеги, то в активе компании останутся лишь небольшой объем клиентских денег (на 1 июля – около 1,8 млрд руб.), старинная лицензия и звучное имя греческой богини мудрости.

Наследство Майдана

Повторная приватизация “Криворожстали” все же состоится в намеченные сроки. Совсем недавно новый украинский премьер Юрий Ехануров заявлял, что конкурс имеет смысл приостановить: мол, правительство Юлии Тимошенко поторопилось и недостаточно тщательно подготовило аукцион. Но всего за месяц позиция Еханурова изменилась. Вчера он заявил, что конкурс по “Криворожстали” будет проведен в соответствии с принятым ранее решением, ведь “Криворожсталь” – это не обыкновенное предприятие, а предприятие, о судьбе которого говорил Виктор Ющенко на Майдане”.

Скорее всего, на мнение Еханурова повлияло то, что без продажи “Криворожстали” в бюджете Украины может образоваться дыра: стартовая цена на комбинат – $2 млрд. Но, возможно, Ехануров сделал ошибку, проявив малодушие. Может случиться, что при нынешних условиях конкурса инвесторы не пожелают выложиться за “Криворожсталь” по максимуму. Власти предъявили инвесторам драконовские условия – на сумму $2,4 млрд, а актив рискованный! Прежние собственники деприватизированного комбината – Виктор Пинчук и Ринат Ахметов – продолжат судиться, и покупателю “Криворожстали” разбирательства могут стоить дополнительных денег.

Доверие инвесторов к Украине подорвано. Даже украинский Индустриальный союз Донбасса, видимо, боится идти на конкурс самостоятельно, выставив вместо себя польскую “дочку” – Huta Czestochowa. Может статься, что основные претенденты, стремясь сохранить лицо, придут на аукцион просто для того, чтобы поучаствовать в конкурсе, предложив минимально возможную цену. А ведь государство после повторной продажи “Криворожстали” должно вернуть $800 млн Пинчуку и Ахметову. Возможно, отсрочить приватизацию на несколько месяцев все-таки имело смысл.

Сотовый межгород