18 млрд на бензин


“Правительству уже нельзя закрывать глаза” на проблему высоких цен на горючее для сельхозпроизводителей, цитирует Гордеева “Интерфакс”. “Может случиться, что деятельность большинства [сельхоз]предприятий потеряет смысл, поскольку не будет иметь экономического эффекта и нормальных доходов”, – предупредил министр. По его подсчетам, подорожание топлива в следующем году на 20% обойдется сельхозпроизводителям в 18 млрд руб.

Сейчас цена на топливо составляет до 25% затрат сельхозпроизводителей, говорит гендиректор зерновой компании “Разгуляй” Алексей Иванов. Причем если пять лет назад соотношение стоимости тонны пшеницы и дизтоплива было 1:4, то сейчас – 1:8, добавляет он. “Цена на топливо одна из самых быстрорастущих частей затрат, – соглашается руководитель сельскохозяйственного направления группы “Русагро” Юрий Костюк. – Но рассматривать проблему нужно шире: цены на зерно, подсолнечник, сахар и кукурузу находятся на уровне 2002 г., а кроме ГСМ с тех пор, например, на 60% подорожали удобрения и на треть – гербициды”.

Гордеев предлагает решать проблему зарвавшихся цен на нефтепродукты субсидиями из бюджета. По подсчетам Минсельхоза, как раз 18 млрд руб. на эти цели хватит, а правительство могло бы рассмотреть вопрос о дотациях уже в ближайший четверг. Но Минфин претворять в жизнь чаяния аграриев не торопится. Прежде чем принять решение, Минфин “внимательно изучит обоснования”, а если речь будет идти о субсидиях для частных сельхозпроизводителей – обратит особое внимание, насколько эффективно они хозяйствуют, предупреждает пресс-секретарь министра финансов Геннадий Ежов.

Субсидирование покупки ГСМ для сельхозпроизводителей в других странах давно опробовали и от этой идеи отказались, рассказывает руководитель проекта Аналитического центра агропромышленной экономики Ольга Шик. Перепродать дешевое топливо очень просто, а подкрашивать его, как, например, делали в Германии, – дорого. Поэтому большинство стран предпочли субсидирование кредитов для аграриев. Но в российских условиях из-за многолетних просроченных задолженностей доступ к кредитам есть у немногих производителей, напоминает она.

Вместо дотаций на покупку топлива Иванов предлагает стимулировать обновление парка сельхозтехники с тем, чтобы у аграриев был доступ к высокопроизводительным и энергосберегающим машинам. А по мнению Костюка, и дотации на ГСМ могли бы быть эффективны, но только в рамках единой сельхозполитики, а не отдельных мер, как это происходит сейчас.