ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Новый лидер бизнеса


Все 15 лет своего существования Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) ассоциировался с его бессменным президентом, 73-летним Аркадием Вольским. Однако после дела “ЮКОСа” союз перестал выполнять свою главную функцию – цивилизованный диалог бизнеса с властью не получался. Решив, что все дело в лидере, правление РСПП в минувшую пятницу утвердило в должности нового президента союза – 53-летнего Александра Шохина, перед которым стоит задача заставить правительство и Кремль прислушаться к просьбам крупных предпринимателей.

Встречу корреспонденту “Ведомостей” новый глава РСПП назначил в своем кабинете в Высшей школе экономики, президентом которой он по совместительству является. “В пятницу поехал принимать новое место работы, и выяснилось, что работать-то мне и негде – хотя Аркадий Иванович Вольский и обещал не задерживаться c передачей дел”, – объясняет Шохин.

Интерьер его просторного обжитого кабинета на Мясницкой выполнен в лучших имперских традициях позапрошлого века: дизайном занимался Илья Глазунов, здесь же можно полюбоваться и на две его картины. В таком окружении органично смотрятся портрет Петра I и небольшая икона Серафима Саровского. Удивление вызывают лишь десятки игрушечных зайцев.

“Это лишь малая часть коллекции, с 1995 г. я собрал уже несколько сотен, – улыбается Шохин, родившийся в год Зайца по дальневосточному календарю. – Недавно узнал случайно, что такое же увлечение у [первого вице-президента “ЛУКОЙЛа”] Равиля Маганова, он тоже собрал уже штук 700. Вот все хотим встретиться и взглянуть на коллекции друг друга”.

Деньги на зайцев бывший министр экономики, вице-премьер, вице-спикер Госдумы Александр Шохин последние три года зарабатывал, возглавляя наблюдательный совет инвестиционной компании “Ренессанс Капитал”. Его уход из политики оказался тогда неожиданностью для коллег.

“Когда было объявлено, что он уходит из Думы, я решил, что это шутка. Жаль было, потому что критическая масса здравомыслия в Думе уменьшилась”, – вспоминает депутат Виктор Плескачевский, который работал заместителем Шохина в комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам.

Желание заработать

Сам Шохин объяснял свой уход из политики “желанием заработать денег”. “Я отвечал в компании за инвестиционные проекты, а не за связи с властными структурами, – сказал он “Ведомостям”. – Последние два года я вел все крупные проекты “Ренессанса” в нефтегазовом секторе”.

По словам управляющего директора компании Рубена Аганбегяна, в обязанности Шохина входило выстраивание отношений с крупными клиентами. Бывший депутат, в частности, курировал размещение облигационных займов “Газпрома”, мировое соглашение между “Газпромом” и “Нортгазом”, консолидацию 100% акций оренбургской газовой компании “Стимул” в руках “Газпрома”. Последние две сделки, по словам Шохина, “не многомиллиардные, но сложные”. “Газпром” до мая 2005 г. несколько лет сражался в судах с “Нортгазом”, оспаривая размытие своего контрольного пакета в компании. А за полный контроль над “Стимулом” монополист несколько лет бился сначала с китайской CNPC, а затем с наследниками американского миллиардера Пола Гетти.

“Я заработал достаточно, чтобы не думать о текущих делах. Главное теперь – не проесть свои сбережения”, – шутит Шохин. В последние годы он полюбил экстремальный туризм – уже побывал на Огненной Земле, в Арктике, Антарктиде и ледокольном туре к берегам Гренландии. На новый год он планировал поездку в Перу. “У меня, откровенно говоря, еще месяц назад не было планов претендовать на руководство РСПП. Имеющееся положение меня вполне устраивало”, – признается новый лидер российского бизнеса.

Руководя “Ренессансом”, Шохин тем не менее не забывал про политику. Летом прошлого года он вступил в пропутинскую “Единую Россию”, вошел в правительственный Совет по конкурентоспособности, а на прошлой неделе президент своим указом включил его в состав создаваемой Общественной палаты. Теперь тяга к общественной деятельности привела Шохина на пост главы РСПП.

“Мне придется сложить с себя полномочия председателя наблюдательного совета “Ренессанс Капитала”, – сказал Шохин “Ведомостям”. Миноритарный пакет акций в этой компании он также собирается продать. Правда, глава РСПП хотел бы войти в консультативный совет “Ренессанса”, в который входят, в частности, Егор Гайдар и бывший посол Великобритании в России Эндрю Вуд.

Истинный реформатор

В российскую историю Шохин вписал свое имя в качестве участника гайдаровской команды, хотя с самим Егором Гайдаром он поссорился еще в 1992 г. Окончив экономический факультет МГУ в 1974 г., Шохин долгое время работал сотрудником различных советских экономических институтов. В 1980-х гг. он оказался в соседнем кабинете с Гайдаром в академическом Институте экономики и прогнозирования научно-технического прогресса. А после путча 1991 г. вместе с Гайдаром он составлял экономическую программу для нового российского правительства.

Правда, в это правительство они попали разными путями. С 1987 по 1991 г. Шохин работал помощником министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, а Гайдар в это время возглавлял экономический отдел журнала “Коммунист”, а затем газеты “Правда”. В 1991 г. оба реформатора стали заместителями Бориса Ельцина, возглавлявшего до декабря 1992 г. правительство России.

В конце 1992 г. Шохин и Гайдар поссорились из-за того, что Гайдар написал отрицательную характеристику на Шохина для нового премьера Виктора Черномырдина. Эффект характеристики был обратный: Черномырдин обрадовался, что Шохин вышел из команды Гайдара, и оставил его своим замом.

Едва ли не самым запоминающимся решением Шохина в правительстве стало подписание соглашения о признании Россией советского долга перед западными кредиторами. В 1993 г. он возглавил правительственную комиссию по внешнему долгу, которая формировала реестр задолженности, в том числе перед коммерческими структурами, и определяла очередность выплат. Когда в 1993 г. Гайдар вернулся в правительство Черномырдина на должность министра экономики, он потребовал отстранения Шохина от руководства комиссией, однако в январе 1994 г. пришлось уйти самому Гайдару. Его место занял Шохин, заявивший тогда, что “истинный реформатор, считающий, что правительство ведет неправильный курс, должен остаться в правительстве и бороться до конца, отстаивая свои взгляды”.

Алтарь справедливости

Теперь отстаивать свои взгляды Шохину придется не только перед Кремлем, но и перед предпринимателями, которые часто конкурируют между собой.

Власти лояльно отнеслись к его назначению. “Мы провели консультации с администрацией президента, и нам дали понять, что кандидатура Шохина предпочтительнее”, – рассказал “Ведомостям” один из членов бюро РСПП, участник золотой сотни Forbes. “С избранием меня поздравил руководитель администрации президента [Дмитрий Медведев], а также помощники президента Игорь Шувалов и Владислав Сурков, с которыми я нередко взаимодействую по рабочим вопросам”, – сказал Шохин “Ведомостям”.

Накануне своего избрания он поведал журналистам, что “опыт работы во властных структурах позволяет” ему “эффективно выстраивать отношения и с президентской администрацией, и с парламентом, и с правительством”.

Можно ли считать Шохина послушным Кремлю? Свое вступление в “Единую Россию” он объясняет желанием сформировать там “правое крыло”: “Поскольку уважаемые мною люди, работавшие раньше в правительстве, стали формировать [в партии] “правое крыло”, нужно было помочь сформировать его либерально-консервативную идеологию”, – объясняет он.

Лояльность не мешает Шохину критиковать власть. “Если останется жесткий приговор [Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву], а компания [“ЮКОС”] будет разобрана, то станет очевидно: дело “ЮКОСа” – это просто способ перераспределить собственность”, – говорил Шохин летом в интервью “Итогам”.

Однако он считает, что в деле “ЮКОСа” можно было бы найти и позитивную сторону: “Не уход от либеральной модели, а единичный пример, жертва на алтарь справедливости. Государство показывает, как делать бизнес на основе законности, справедливости, на либеральных, рыночных принципах”.

Новый глава РСПП полагает, что формальных оснований для исключения Михаила Ходорковского из бюро союза нет. По его словам, хотя Ходорковский не посещает заседания “из-за своего нынешнего положения”, но в работе РСПП он участвует – состоит в переписке с бюро. К тому же весной 2006 г. истекают полномочия всего правления и его в любом случае придется переизбрать.

“В такой ситуации желающих проявлять повышенную сервильность к власти не было даже среди тех, кто очень не любит “последнего из олигархов”, – объяснил Шохин “Ведомостям” причины, по которым правление не стало исключать Ходорковского.

Повышенной сервильностью Шохин не отличается. В сентябре 1998 г. он согласился перейти из Думы в послекризисное правительство Евгения Примакова на должность вице-премьера, курирующего финансовый блок. Однако через 10 дней подал в отставку, после того как министром финансов без согласования с ним был назначен Михаил Задорнов.

Это был уже второй случай, когда Шохин хлопнул дверью из-за не понравившихся ему решений начальства. В ноябре 1994 г. он ушел с поста вице-премьера после назначения министром финансов Владимира Панскова, также без его предварительного согласия.

Накануне отставки Шохин получил выговор от премьера Виктора Черномырдина за “черный вторник” 1994 г., но их отношения не стали враждебными. С 1995 г. Шохин делал успешную карьеру в составе черномырдинской партии власти “Наш дом – Россия” (НДР). Он руководил фракцией НДР в Думе, занимал пост вице-спикера, возглавлял российскую делегацию в ПАСЕ. Однако в декабре 1998 г. Шохин поссорился с Черномырдиным, предложив членам фракции избрать нового лидера партии. “Я попал в НДР случайно, – рассказал Шохин “Ведомостям”. – Меня позвали написать для них экономическую программу. Я тогда придумал идеологию консервативного либерализма. Но руководить партией мне совсем не хотелось, харизмы-то нет”.

Он был отстранен от всех постов в движении НДР, после чего решил пойти в Думу в качестве независимого кандидата, а избравшись в 1999 г., вошел в группу “Народный депутат”, которой руководил Геннадий Райков. Максимум, чего достиг бывший вице-премьер России благодаря этому союзу, – должность руководителя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Весной 2002 г. он объявил об уходе в бизнес – работа в “Ренессанс Капитале” показалась ему привлекательнее депутатского мандата.

Магнаты, а не олигархи

Когда в 2000 г. крупнейшие бизнесмены России в массовом порядке вступили в РСПП, эту организацию, имевшую славу “профсоюза красных директоров”, журналисты немедленно окрестили “профсоюзом олигархов”. В условиях, когда Владимир Путин провозгласил политику “равноудаленности олигархов”, крупный бизнес оказался вынужден создать некую цивилизованную лоббистскую организацию для общения с властью. Однако Шохину, как и его предшественнику Аркадию Вольскому, олигархическое клеймо на РСПП не по нраву.

“На заседании правления перед голосованием мне задали вопрос: не лучше ли сократить долю представителей крупного бизнеса и разнообразить состав бюро? – рассказал Шохин “Ведомостям”. – Я понял, что это тест на профпригодность, и решительно заявил, что делить бизнес на крупный и остальной не буду, потому что РСПП – организация, выражающая интересы всего российского бизнеса”.

“Крупные бизнесмены, вступившие в РСПП в 2000 г., практически перестали быть олигархами, – объясняет он. – Ведь они решили использовать институт гражданского общества для лоббирования своих интересов, т. е. отказались от влияния на власть в непубличных формах. А само понятие олигархии предполагает закулисное влияние на власть”.

Шохин считает, что слово “олигарх” следует заменить в общественном сознании более точным понятием – “магнат”, так как этим словом обозначается представитель крупного промышленного или финансового капитала без каких-либо политических оттенков.

Новый глава РСПП оптимистично смотрит на будущее союза: “Поздравлений было много, и помимо дружеских чувств тут есть еще одна причина: РСПП – по-прежнему крупнейшее бизнес-объединение в стране. Все это позволяет союзу оставаться влиятельной организацией в глазах власти и общества”.

К весеннему съезду РСПП Шохин планирует разработать повестку дня на среднесрочную перспективу для российского бизнеса. Из нее будет понятно, какие законы предприниматели считают для себя приоритетными и какие из них готовы разрабатывать сами.

А в ближайшее время Шохин предлагает сосредоточиться на разработке законодательства о концессиях, а также на положении российского бизнеса на Украине. Президент РСПП планирует вынести этот вопрос на обсуждение членов союза и предложить премьер-министрам России и Украины организовать встречу представителей власти и бизнеса двух стран. Он также намерен повысить зарплаты сотрудникам аппарата союза: “У нас должен быть конкурентоспособный аппарат. В нем должны работать люди, востребованные на рынке труда, а не те, которые не в силах туда выйти”.

Перемены коснутся и помещений, который занимает РСПП. Всякому, кому случалось блуждать по запутанным коридорам здания на Старой площади, наверняка вспомнятся нагромождения советских сейфов и старой конторской мебели. “Руки чешутся нанять дизайнера, чтобы он привел офис РСПП в порядок! – смеется Шохин. – Это бывшее здание ЦК, которое мы арендуем у кого-то из госструктур за вполне приемлемые деньги, так что отказываться от него было бы неразумно. Но по оформлению оно совершенно не отвечает уровню целей и задач, стоящих перед организацией”. Бюджет союза позволяет это сделать. Годовые взносы для членов бюро правления РСПП – $100 000, для члена правления – 100 000 руб. Вместе с доходами от сдачи в субаренду получается более $3 млн в год.

“При новом руководстве РСПП будет работать, возможно, с менее глобальными задачами. Зато будет больше конкретных дел. Встречи бизнесменов с президентом будут продолжаться, но скорее по узкоэкономическим вопросам”, – считает Каха Бендукидзе, бывший член бюро правления союза, а ныне министр экономики Грузии. Шохин, по его мнению, “человек опытный, справится”. “Шохин имеет мужественную позицию в экономических и других вопросах”, – уверен экс-президент РСПП Аркадий Вольский.

“Это оптимальный вариант на ближайшие три года: он сможет профессионально формулировать интересы бизнес-сообщества, не вызывая раздражения Кремля”, – говорит член бюро правления РСПП, голосовавший за Шохина.