Квоты в обмен на инвестиции


О новой инициативе Роспрома “Ведомостям” рассказал руководитель агентства Борис Алешин. “Пока это идея, – отметил он. – Но ее поддерживают все производители, что и продемонстрируют их подписи”. Квоты будут получать конкретные авиастроители на конкурсной основе. В обмен они возьмут обязательства принести нашему авиапрому недостающие инвестиции, новые технологии и заказы на комплектующие, говорит Алешин. “После вступления в ВТО Россия все равно обязана будет отменить импортные пошлины, поэтому наша задача – получить по максимуму за оставшийся период с иностранных производителей”. С идеей согласны и в Минпромэнерго, заявил “Ведомостям” глава министерства Виктор Христенко. Поддерживают ее и отечественные авиапредприятия, говорит гендиректор АК “Ильюшин” Виктор Ливанов. “Роспром обсуждает это с нами, – замечает он. – И мы считаем, что, если выбирать из двух вариантов – просто отмена таможенных пошлин и их отмена в обмен на инвестиции, – нам, конечно, более выгоден вариант с квотами”.

Но Минэкономразвития смущает слово “квота”. “Сама схема – льготы в обмен на инвестиции – очень удачна, – говорит чиновник министерства. – Но квотирование мы вряд ли поддержим”. Впрочем, квота ограничит желающих купить иностранные лайнеры и даст шанс нашим предприятиям, оправдывает он Роспром.

Однако авиаперевозчики не хотят таких ограничений. “Непонятно, как эти квоты будут делиться, если на всех желающих выделенного объема не хватит”, – замечает гендиректор UTair Андрей Мартиросов. “Самое ужасное в такой политике пошлин – это их избирательность”, – соглашается гендиректор KrasAir Борис Абрамович. Поддерживают их и эксперты. Любое квотирование повлечет коррупцию и преференции, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

В Минтрансе от комментариев воздержались. Но на недавнем заседании правительства министр Игорь Левитин дал понять, что он не против отмены пошлин – хотя бы на те самолеты, аналоги которых даже не разрабатываются в России. Как, например, западные новинки Boeing-787 и Airbus-350, продажи которых начнутся в 2008–2010 гг.

Западные авиастроители скупы на комментарии. “Airbus в любом случае заинтересован в сотрудничестве и с российской промышленностью, и с российскими покупателями техники”, – говорит пресс-секретарь Airbus в России Александр Бочаров. С 2004 г. концерн сотрудничает с “Иркутом” и разместил заказы на выпуск компонентов на $200 млн до 2014 г. Boeing оценивает свои вложения в России в $2 млрд, включая контракты на поставку титана с “ВСМПО-Ависмы”, напоминает российский пресс-секретарь Boeing Виктор Аношкин.