Миллион за предчувствие


ТПО “Рок”, выпустившее фильм “Космос как предчувствие”, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии на прошлой неделе направили в Московский арбитражный суд иск о нарушении авторских прав против “Киноартстудии”, Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы и “Первого канала”, рассказал режиссер фильма Алексей Учитель. Первое заседание должно состояться 21 октября. Получение иска подтвердили руководитель юридической службы “Первого” Дмитрий Орлов и представитель московского комитета Вера Родикова.

ООО “Творческо-производственное объединение “Рок” (создано режиссером Алексеем Учителем в 1989 г.) заключило в 2000 г. договор на производство фильма “Космос как предчувствие” с Федеральным агентством по культуре и кинематографии. В 2003 г. ТПО “Рок” привлекло в качестве соинвестора ООО “Киноартстудия”. По словам исполнительного продюсера “Космоса...” Анастасии Алдашкиной, “Киноартстудия” получала права на телевизионную версию фильма в том случае, если обеспечивала часть финансирования съемок – “меньше половины”. Алексей Учитель, режиссер фильма и гендиректор ТПО “Рок”, утверждает, что средства от “Киноартстудии” в нужном объеме не поступили, поэтому договор с компанией был расторгнут.

Несмотря на это, “Киноартстудия” заключила договор с Комитетом по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы о передаче прав на фильм. В сентябре “Киноартстудия” и правительство Москвы передали телеверсию “Космоса...” для показа на “Первом канале”. Показ состоялся 21 и 22 сентября.

Первый иск должен установить правообладателя телеверсии фильма, пояснил Учитель, но планируется и имущественный иск. По его словам, ущерб был нанесен в связи с тем, что прокат “Космоса...” в кинотеатрах и продажа видео и DVD должны были продлиться до 15 ноября. “Наши партнеры “Союзвидео” [продажа кассет и дисков] и “Каскад Фильм” [кинопрокат] наверняка понесут убытки в связи с досрочным показом фильма на телеканале”, – объясняет Алдашкина. Сумма убытков, говорит она, пока определяется.

Гендиректор продюсерской компании “Топ-Лайн” Сергей Грибков считает, что убытки партнеров ТПО “Рок” “будут минимальны”: во-первых, основные сборы в прокате идут только первые несколько недель, а с момента выхода в прокат “Космоса...” прошло уже три месяца, во-вторых, главный ущерб для продавцов видеоносителей создают пиратские диски. С ним согласен гендиректор “Невафильма” Олег Березин: “30–40% стоимости проката приходится на первую неделю, 90% – на первые два месяца, больше двух месяцев никто деньги не собирает”.

Больше всех, по мнению экспертов, пострадал телеканал “Россия”, которому ТПО “Рок” уже продало права на показ телеверсии с 15 ноября. По словам Алексея Учителя, сразу после премьеры “Космоса...” в июне на Московском кинофестивале “Первый” и “Россия” начали борьбу за показ телеверсии и создатели фильма отдали предпочтение “России”. Вчера ее гендиректор Антон Златопольский сообщил, что канал непременно покажет “Космос...”, а действия коллег с “Первого” комментировать отказался, как и возможное участие “России” в конфликте. Сергей Грибков отмечает, что контракт с телеканалом на два-три показа фильма может стоить до 30–50% бюджета киноленты. По словам Марии Косяковой, пресс-секретаря Алексея Учителя, бюджет “Космоса...” составил около $2 млн.

“Первый” формально мог стать жертвой дезинформации со стороны “Киноартстудии”, говорит Учитель и добавляет, что Федеральное агентство и ТПО “Рок” неоднократно направляли руководству канала документы о своих правах на фильм. Поспешность, с которой “Первый” показал “Космос...”, по его словам, подозрительна. К тому же, утверждает режиссер, телеверсии как таковой не существует, и “Киноартстудия” передала “Первому” некачественную копию, сделанную с DVD.

Начальник юридической службы канала Дмитрий Орлов предостерег от обвинений “Первого” в показе пиратской копии до того, как в деле разберется арбитраж. “Невозможно представить, чтобы у Кости Эрнста кто-то неправильно оформил документы или предложил заняться пиратством – там муха не пролетит с точки зрения авторских прав”, – недоумевает Грибков. “История интересна тем, как два канала начинают конкурировать друг с другом, – добавляет Березин. – На моей памяти это первый случай, когда благодаря непонятной юридической истории фильм, принадлежащий одному телеканалу, показывает другой канал”.