Пушки в кредит


Во времена СССР почти все советские танки, самолеты и корабли, поставлявшиеся в третий мир, продавались в кредит. Именно из-за этого образовались те многомиллиардные долги Ирака, Сирии, Эфиопии и других стран, которые Россия благородно списывает все последнее время. Однако практика кредитования военных поставок широко распространена в мире – например, США по программе FMFP предоставляют кредиты на $3–5 млрд в год, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Марат Кенжетаев. Это покрывает примерно четверть поставок американского оружия.

Россия решила не отставать от своего главного конкурента. Первым пробным шаром стал контракт “Рособоронэкспорта” с Иорданией на поставку за $100 млн двух транспортных самолетов Ил-76 МФ, заключенный в августе на выставке МАКС. А как сообщил источник, близкий к Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, на прошлой неделе во время переговоров с индонезийской военной делегацией Москва, помимо традиционной оплаты бартером, предложила Джакарте кредиты для закупок военной техники. Начальник вооружений индонезийской армии генерал Пьетера Ваттимена заявил агентству AKI, что его страна готова покупать российское оружие на новых условиях.

Индонезийские военные рассчитывают приобрести в России 12 истребителей Су-27/Су-30, а также авиационное вооружение на сумму до $600 млн. В случае с Джакартой кредитная схема особенно актуальна, поскольку индонезийцы отложили закупки российских истребителей в начале этого года из-за финансовых проблем, вызванных цунами, а в последнее время столкнулись с серьезными финансовыми трудностями из-за роста цен на нефть.

Кроме Иордании и Индонезии, могут рассчитывать на российские экспортные кредиты по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) и другие страны. По словам источника в авиапромышленности, в счет российского кредита уже заключен контракт на ремонт перуанских вертолетов Ми-8 и Ми-24 на сумму около $20 млн. Сейчас с Перу ведутся переговоры о кредитной линии на сумму до $250 млн для ремонта нескольких десятков боевых и транспортных самолетов советского и российского производства.

Всего в проекте бюджета на 2006 г. предусмотрено $500 млн на кредиты иностранным государствам по линии ВТС. Однако раскрыть конкретные данные по странам в Минфине отказались, сославшись на конфиденциальность. По словам источника в одном из госбанков, речь идет о связанных кредитах по ставке, немного превышающей LIBOR.

Эксперты считают, что ситуация с безнадежной задолженностью советских времен не повторится. “СССР преследовал в первую очередь политические цели и не слишком волновался о кредитоспособности покупателей”, – считает Кенжетаев. Теперь, по мнению Кенжетаева, Россия за счет кредитов имеет все шансы поддерживать оружейный экспорт в страны, имеющие ограниченную платежеспособность. “Удивляет, что поддержка российской оборонки оказалась более эффективной через кредитование зарубежных стран, а не через гособоронзаказ, но это лучше, чем ничего”, – убежден эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Впрочем, по словам представительницы корпорации “Иркут” Елены Федоровой, кредитование экспорта, “безусловно, положительное явление, однако будет ли это выгодно предприятиям, зависит от условий, которые для них сформулирует государство”. А источник еще в одной авиапромышленной компании опасается, что такие схемы “будут невыгодными, потому что у государства будет слишком много соблазнов потратить меньше денег”. Он считает, что ситуация будет аналогичной поставкам российского оружия в счет долга России, где обычным делом является расчет бюджета с предприятиями по курсу в 60% от рыночного.