Рейтинг угонщиков


Все страховщики с разной периодичностью пересматривают тарифы, вторит коллеге замначальника управления поддержки розничного бизнеса “Ингосстраха” Игорь Александров. В западных компаниях тарифы пересматриваются 52 раза в год и никого это не смущает, говорит он. “Мы тоже идем к тому, чтобы оперативно реагировать на изменение угоняемости корректировкой тарифов, так как для страховщика цена угона очень велика, и если мы задержимся с увеличением тарифа, то можем понести очень значительные убытки”, – рассказывает Александров.

Клиент, купивший особо популярный у угонщиков автомобиль, может столкнуться с тем, что страховщики фактически вводят запретительный тариф, завышая тарифную ставку в 2–3 раза. Например, в “РЕСО-Гарантии”, по словам руководителя департамента автострахования “Росгосстраха” Павла Бородина, тариф на Chevrolet Niva составляет 21% от стоимости автомобиля. Компания, таким образом, отказывается от пополнения своего парка этими автомобилями. В “АльфаСтраховании” без спутниковой поисковой системы теперь не страхуют самые угоняемые машины – Honda Accord и Toyota Camry.

В первом полугодии 2005 г., по данным департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД России, в списке разыскиваемых милицией в московском регионе числилось 6149 автомобилей, мотоциклов и прочей техники. И хотя в розыск могут объявляться и машины, скрывшиеся с места ДТП, в большинстве случаев речь идет именно об угнанных авто.

Что угоняют

По словам представителей правоохранительных органов, большая часть машин, угоняемых в России, похищается в столице, а затем перепродается на периферии. Эту статистику подтверждают и страховщики. “Как правило, машины угоняют на заказ для дальнейшей эксплуатации в основном в другом регионе, – рассказывает гендиректор Московской страховой компании Юрий Горбатов. – Это внедорожники премиум-класса и легковые автомобили представительского класса, пользующиеся особой любовью у населения Юга России, Грузии, Казахстана (Lexus RX300, Lexus LX 470, Toyota Land Cruiser, BMW X5, Mercedes S500, S600, G500)”. BMW X5 даже прозвали в народе “машиной парашютистов” из-за того, что вместе с автомобилем похищают водителя, которого (если тому повезет) выбрасывают в безопасном для угонщиков месте.

Лидером по угоняемости среди новых иномарок в московском регионе в январе – сентябре 2005 г. стала Honda Accord, говорит Дмитрий Кузнецов, начальник отдела центра страхования автотранспорта “РОСНО”. “Если рассматривать наш внутренний рейтинг угоняемости марок автомобилей, – продолжает он, – то первую пятерку возглавляет Toyota (лидером здесь является Camry), на втором месте Honda, на третьем – автомобили марки “ВАЗ”, на четвертом – Volkswagen (лидер – Passat), пятое место разделили BMW (в основном авто 5-й серии) и Chevrolet Niva.

Если Passat стабильно находится в тройке лидеров по угоняемости, то Toyota Camry и Honda Accord с недавних пор попали в эту группу. А по числу угонов этой весной Camry и Accord опередили даже суперпопулярные в прошлом сезоне Toyota RAV-4, Honda CRV, Toyota Land Cruiser и Lexus RX300, говорит первый заместитель гендиректора компании “Страховой капитал” Сергей Простатин. Темпы динамики угонов Audi A6, напротив, значительно снизились по сравнению с предыдущими годами.

Страховщики объясняют это модой на отдельные модели. Когда криминальный спрос по какой-то машине удовлетворен, угонщики переключаются на другую. Этим, в частности, объясняется лидерство Accord и падение А6.

Почему угоняют

Распространенная причина угона автомобиля – последующий его разбор на дефицитные и дорогие запчасти. Их реализация осуществляется через автосервисы и так называемые “разборки” – точки, на которых машину покупают, разбирают, а запчасти продают. Именно на “разборках” зачастую заканчивает свой путь угнанный автомобиль. Особенно показателен для этой группы, по словам руководителя дирекции по розничному бизнесу Национальной страховой группы Алексея Кириенко, угон автомобилей Chevrolet Niva и ВАЗ-2112. “Когда машины этих моделей были запущены в продажу, запасные части от них не поступили в достаточном количестве и ассортименте на прилавки магазинов, – рассказывает Кириенко. – В итоге спрос на запчасти частично компенсировался запчастями от украденных авто”.

Основными факторами, влияющими на угоняемость автомобиля, являются его марка и модель, степень популярности машины и рыночного спроса на нее. В меньшей мере на статистику угонов влияет отсутствие или наличие противоугонной системы, считает замдиректора департамента развития комплексных продаж компании “Энергогарант” Денис Агамалян. “К сожалению, в большинстве случаев угонов применение противоугонных устройств бесполезно, – полагает страховщик. – Поэтому даже при наличии дорогих и эффективных противоугонных комплексов основной защитой имущественных интересов собственника автомобиля является страхование”.

Если бандитам поступил заказ на угон конкретного автомобиля, может не выручить даже спутниковая противоугонная система. Гендиректор страховой компании “Межрегионгарант” Евгений Потапов рассказывает, как угонщики обезвреживают ее: “Автомобиль взламывают и загоняют в рефрижератор, где установлена система глушения спутникового сигнала, и отъезжают в соседний двор. Там преступники не спеша отыскивают датчик передачи спутникового сигнала и устраняют его. Конечно, такое похищение обходится недешево, но затраты на угон компенсирует высокая стоимость такого автомобиля на черном рынке”.

Угоняемость автомобиля влияет на тарифную политику страховщиков. “Примерно через девять месяцев после начала активных продаж модели становится ясна тенденция по ее угоняемости, – говорит Простатин из “Страхового капитала”. – После этого мы пересматриваем тарифы и затем ежеквартально их корректируем”.

В зависимости от марки автомобиля страховка каско (угон и ущерб) попавшей в группу риска машины может подорожать на 10–50%. И если для нерисковых авто риск “угон” составляет 5–10% от общего тарифа каско, доля “угона” для наиболее угоняемых машин может достигать 60%, отмечает Елена Галашова, начальник отдела андеррайтинга управления автострахования “АльфаСтрахования”.