Решение отложено


“Интеррос” давно хочет продать “Силовые машины”. Сначала холдинг затеял сделку по объединению концерна с ОМЗ, но затем расторг ее, чтобы продать свою долю Siemens. Вскоре на “Силовые машины” нашелся еще один претендент – “Базовый элемент” Олега Дерипаски. Сделку с Siemens весной заблокировали российские власти. “Базэл” получил разрешение Федеральной антимонопольной службы, но с “Интерросом” общего языка не нашел.А тем временем на долю в “Силовых машинах” появился третий претендент – РАО ЕЭС. В пятницу совет директоров энергохолдинга рассматривал сделку по покупке 22,43% акций “Силовых машин”. При покупке такой доли с учетом “Ленэнерго” (2,57%) РАО получает 25% плюс одна акция концерна. Покупка должна обойтись РАО примерно в $100 млн.

Но в пятницу директора энергохолдинга не приняли решения. “Правительство не завершило работу над директивой”, – пояснил предправления РАО Анатолий Чубайс. Тем не менее председатель совета директоров Александр Волошин не снял вопрос с повестки дня. Четыре из пяти представителей миноритарных акционеров одобрили сделку, говорит представитель РАО. Гендиректор “Межрегионгаза” Кирилл Селезнев отсутствовал на заседании. А вот представители государства выразят свое мнение заочно – когда получат директиву. “Мы ожидаем, что правительство завершит работу над ней в начале следующей недели”, – сказал Чубайс.

Проект директивы одобрили все профильные министерства и администрация президента, рассказывает источник в аппарате правительства. Но возражения представил департамент отраслевого развития аппарата правительства. Ему не ясно, кому отойдет доля в “Силовых машинах” после расформирования РАО в 2007 г. Поэтому премьер Михаил Фрадков не принял никакого решения. “Но вопрос нужно решить, – заключает чиновник. – Поэтому директива будет в ближайшее время – после дополнительного обсуждения”. А источник, близкий к РАО, уверяет, что убедить чиновников не допустить сделки пытается “Базэл”. Получить комментарии в “Базэле” не удалось. Представитель “Интерроса” Лариса Зелькова говорит, что холдинг будет ждать решения премьера.

Впрочем, и среди частных акционеров РАО нет однозначной поддержки этого проекта. На прошлой неделе сделку не одобрил комитет по стратегии и реформированию при совете директоров энергохолдинга. Но затем девять членов комитета попросили еще раз заочно проголосовать по этому вопросу, заявив, что “ряд членов комитета не смогли выразить свое мнение”. Только тогда комитет одобрил сделку. Тем не менее в протоколе заседания зафиксировано особое мнение Вадима Клейнера из Hermitage Capital Management. Он отмечает, что “Силовые машины” производят оборудование для электроэнергетики и его покупка “напрямую противоречит принципам реструктуризации отрасли и разделения потенциально конкурентных и монопольных видов бизнеса”.

“Желание РАО купить “Силовые машины” не совсем логично, – соглашается источник, близкий к Кремлю. – Сначала РАО говорит о необходимости избавиться от непрофильных активов, а затем хочет купить “Силовые машины”. Но источник, близкий к “Интерросу”, парирует, что РАО выступает как представитель государства. “Государство, заблокировав сделку с Siemens, объявило энергомашиностроение стратегической отраслью, – объясняет он. – Поэтому и возникла идея передать часть пакета какой-либо госкомпании”.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Евгений Линчик считает, что, купив долю в “Силовых машинах” через РАО ЕЭС, государство могло бы создать единую энергетическую корпорацию, в которую могли бы также войти ОМЗ и ряд других активов. Кроме того, добавляет аналитик AG Capital Management Тимур Пестов, это было бы важно для РАО как для потребителя продукции “Силовых машин”. “Интеррос”, в свою очередь, приобрел бы сильного политического партнера для лоббирования интересов компании в зарубежных тендерах”, – заключает Линчик.