В гостях хозяйка


Одно дело, как голос Суми Йо звучит в записях – восхитительно, ажурно. Другое – ее партии в оперных спектаклях, где за художественное целое отвечают лучшие дирижеры мира. Третье – сольный концерт, где певица одновременно хозяйка положения и заложница конкретных акустических условий. В Концертном зале им. Чайковского, акустику которого недавно улучшили, для колоратурного сопрано все же слишком много пустого объема и не хватает реверберации. К тому же оркестр Московской филармонии, который стараниями Юрия Симонова стал звучать весьма опрятно, все же немного громковат. Ну и наконец, маэстро Симонов, который некогда властно руководил Большим театром, проявил себя чрезвычайно галантно, стараясь лишь аккомпанировать прославленной солистке и не диктуя ей темпов.

Суми Йо спела шесть итальянских арий (Россини, Беллини, Доницетти, Верди) в резвых темпах, одинаково чистеньким тоном и в одном эмоциональном ключе. Кокетливая Розина, мечтательная Джильда, безумная Лючия – все вышли на одно лицо, милое и неопределенное. Более пестрое впечатление оставили бисы. Кукольная ария Олимпии Оффенбаха эклектично содержала в себе игру с веером и жесты аж в манере Кармен. Ария Лауретты Пуччини – странный выбор для колоратурного сопрано. Корейская народная песня кроме мечты об объединении народов Юга и Севера ничего музыкально внятного не обнаружила. И вдруг неожиданно здорово получились куплеты Адели из “Летучей мыши” Штрауса – вокально безупречно, с шиком и огоньком.

В сухом остатке перевесило разочарование. Красивое лицо и фигура, элегантные костюмы – да, артистка чрезвычайно приятная. Высокие ноты – да, они легки, их много, хоть отбавляй. С подвижностью вроде бы тоже все в порядке, но кое-что в пассажах сглатывается. А вот с ровностью звуковедения проблема – все время одни выпирают, а другие пропадают вовсе. Видимо, чтобы добиться от Суми Йо исполнения стильного, образного и художественно осмысленного, ее надо держать в ежовых рукавицах. Маэстро Симонов посчитал, что со звездными гостями так поступать не принято.

Выступление Суми Йо открыло филармонический цикл “Искусство колоратуры”, в котором следом за ней намерены блеснуть Анна Нетребко и Лора Клейкомб.