Адамов пострадал за гражданство


Источник в Росатоме говорит, что Адамов действительно располагает совершенно секретной информацией о производстве и состоянии российского ядерного арсенала и в этом его главная ценность для США. “В вопросе с Ираном давно всем ясно, что Россия не делала ничего неразрешенного”, – уверяет он.

Федеральное управление юстиции Швейцарии (аналог российской прокуратуры) приняло вчера решение выдать арестованного российского экс-министра по атомной энергии по запросу США, а не России. Представитель управления Рудольф Висс мотивировал это решение российским гражданством Адамова: если выдать его России, то она уже не станет выдавать его Америке, а вот американцы смогут – после его оправдания судом или отбытия им наказания – передать его России.

У Адамова есть возможность в 30-дневный срок обжаловать в суде решение прокуратуры, и его российский адвокат Тимофей Гриднев не исключил этого обжалования. А МИД России в специальном заявлении выразил “озабоченность в связи с тем, что федеральное ведомство юстиции приняло решение, которое идет вразрез с правовыми и объективными обстоятельствами”, – по мнению МИДа, Адамов должен быть выдан России. В Генпрокуратуре от комментариев отказались.

Член комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин полагает, что Адамов в руках американцев может нанести большой ущерб безопасности России. (По инициативе Илюхина незадолго до отставки Адамова в 2001 г. был направлен запрос в Генпрокуратуру о проверке его деятельности, но тогда прокуратура не нашла нарушений.) Адамов не только носитель важных госсекретов, но может также пойти на сделку с правосудием и рассказать о якобы низкой степени защищенности ядерных объектов России. “США давно ставят вопрос о международном контроле за такими объектами”, – говорит Илюхин. А после сделки с правосудием Адамов вполне может попросить в США политическое убежище, тем более что его счета, часть семьи и бизнес находятся за рубежом. Но Илюхин считает низкой вероятность того, что Адамов может быть использован для давления на Россию по вопросу о ее ядерном сотрудничестве с Ираном.

“Сделка с прокурором возможна, но прокуратура – это не пиар-агентство, и она не может договариваться с обвиняемым о каких-либо публичных заявлениях, – говорит эксперт Heritage Foundation Ариэль Коэн. – Прокуратура заинтересована в чистосердечном признании обвиняемого и сотрудничестве со следствием, в рамках которого, например, он может рассказать, кому поступали платежи за передачу Ирану военных технологий или технологий двойного использования [в чем ряд американских политиков подозревает Россию]. Но это будет не публичное заявление, а сотрудничество. И что с этими данным делать дальше – обнародовать или обсудить на закрытом заседании, будет решать госдепартамент”.

По мнению директора Центра по изучению проблем разоружения Анатолия Дьякова, США, по-видимому, действительно могут попытаться заставить Адамова заявить о неудовлетворительной безопасности российских арсеналов. “С Ираном же ситуация другая, Россия ни при чем, и вряд ли это американцев интересует”, – говорит Дьяков.