Бизнес-ланч с “Ведомостями”: Частный экспресс


Пока шла реформа МПС, рассказывает Кудрявцев, компания договорилась о кредитах на $30 млн для проекта с российскими банком “Электроника” и ЛОКО-Банком. Производством “люксовых” вагонов на базе корпуса и ходовой части вагонов Тверского вагонного завода занялся “Циркон-Сервис”. Всего для двух составов поезда “Гранд Экспрессу” требовалось 28 таких вагонов, каждый из которых стоит около $1 млн. Кудрявцев рассчитывает вернуть кредиты через пять лет, в 2010 г.

Ее гендиректор Андрей Кудрявцев, впрочем, считает, что “люксовый” поезд, который начал курсировать в августе, не совсем средство передвижения. Скорее это гостиница на железнодорожных колесах – ведь стоимость билета в самое дорогое купе этого поезда достигает $300.

С Андреем Кудрявцевым мы встретились в ресторане “Восточный экспресс” в центре Петербурга. Ресторан декорирован в стиле старинного экспресса. Диваны, отделанные кожей и красным деревом, между двумя диванами – стол, как в салоне вагона-ресторана. В туалете при нажатии кнопки спуска на унитазе слышен грохот вагонов. “Не хватает только таблички “С горки не спускать”, – хмыкает Кудрявцев.

Андрей Кудрявцев быстро перелистывает меню, захлопывает его и откладывает в сторону. “Мне просто кусок жареного мяса”, – говорит он официанту.

37-летний Андрей Кудрявцев родился в Ленинграде, но бизнесом занялся в Москве. Его отец, военный железнодорожник, был в конце 70-х гг. командирован на строительство Байкало-Амурской магистрали. “Я так скучал по Ленинграду, что после школы вновь приехал сюда и поступил в суворовское училище”, – рассказывает Кудрявцев. Он мог начать военную карьеру, которая, впрочем, так и не сложилась. Без пяти минут выпускник Харьковского танкового училища ушел из него в 1989 г., за месяц до окончания. “Уже понятно было, какие процессы начались в армии”, – поясняет Кудрявцев причины своего решения. Образование он заканчивал уже в Москве, на факультете экономики и управления Государственной академии управления им. Орджоникидзе. В 1993 г. он принял участие в создании одной из первых московских пейджинговых компаний, но, проработав в телекоммуникационной отрасли до кризиса, Кудрявцев решил резко сменить сферу деятельности.

Как рассказывает сам Кудрявцев, его увлекла сложная туристическая логистика. Он устроился в компанию “Циркон-Сервис”, которая занималась строительством железнодорожных пассажирских вагонов класса люкс и решила создать собственное туристическое направление. “Собственно говоря, турбизнесом как таковым я не занимался. В мою задачу входила разработка сложных логистических цепочек и их реализация. То есть нужно было туристов доставить из одной точки в другую несколькими видами транспорта с пересадками”, – рассказывает Кудрявцев.

Кудрявцев ест мясо, быстро отрезая его большими кусками. Он торопится.

Владельцем “Гранд Сервис Экспресса” и соучредителем ООО “Циркон-Сервис”, по данным “СКРИН”, является некое ООО “Желдорконсалтинг”, которое, в свою очередь, учредило ООО “Желтрэк”, гендиректором и соучредителем которого является глава Отраслевого центра внедрения новой техники и технологий при МПС Михаил Рабинович. Однако Кудрявцев отказался комментировать состав акционеров.

Он опроверг и причастность к своей компании начальника департамента пассажирских перевозок МПС Валерия Шатаева. “Ну хотите, я вилку съем? Да, я действительно знаю Шатаева. В 2001 г. он выдал лицензии на частные пассажирские перевозки “Гранд Сервис Экспрессу” и еще 12 компаниям. Но и все”, – говорит Кудрявцев.

Из 13 лицензий, которые МПС выдало разным компаниям, реализована пока только одна – у “Гранд Сервис Экспресса”. Все остальные компании столкнулись с непроходимыми административными барьерами, несмотря на объявленную реформу железнодорожного транспорта.

Дмитрий Никитин, гендиректор петербургской компании “Евросиб”, которая тоже является обладателем такой лицензии, рассказал “Ведомостям”, что его компания отказалась от идеи эксплуатировать российские вагоны, поскольку посчитала для себя более выгодным закупить двухэтажные сидячие вагоны производства испанской Talgo. Однако это идея пока так и не воплотилась – РЖД не закончила сертификацию импортных вагонов, и идея скоростного шаттла между Петербургом и Москвой так и осталась на бумаге.

“Административный ресурс? – Кудрявцев постукивает ножом по столу. – Если административный ресурс понимать как хорошие рабочие отношения, то да, за три года работы над проектом они сложились”.

“Одним из самых напряженных моментов были испытания вагонов. Представьте: готовый вагон с полной внутренней отделкой разгоняют до 160–170 км/ч и ударяют со всей силы о стенд”, – делится переживаниями Андрей Кудрявцев.

Он считает, что поезд “Гранд Сервис Экспресса” конкурирует не столько с поездами РЖД, сколько с гостиницами и самолетами: “Не проще ли как следует выспаться в дороге, потом принять душ, позавтракать и к 10 утра появиться свежим на деловой встрече? За цену билета мы предлагаем комфорт”.

Кудрявцев считает, что “Гранд Экспрессом” будут пользоваться и бизнесмены, и “московские петербуржцы”, которым статус позволяет передвигаться с комфортом. Впрочем, он говорит, что это могут быть и обычные командированные. “Своих клиентов мы не знаем. Обычно билеты покупаются на имя администратора, которое никому ничего не говорит”, – рассказывает Кудрявцев.

Кудрявцев долго и с удовольствием рассказывает о достоинствах “Гранд Экспресса” и приглашает меня вечером на Московский вокзал – он хочет сам провести экскурсию по вагонам. Мы встречаемся в 20 минут двенадцатого около четвертого пути. По расписанию “Гранд Экспресс”, который уходит из Петербурга в 23.47, должен подаваться за 40 минут, но у платформы его нет. Нет его и в половине двенадцатого. Кудрявцев нервничает: “Будет о чем поговорить с железнодорожным начальством. Эту необязательность никак не удается преодолеть”.

Поезд появляется только за 10 минут до отправления. Кудрявцев быстро проводит меня по вагонам: “Вот смотрите – это настоящее красное дерево, а столик в купе отодвигается на специальной конструкции, чтобы диван можно было разложить в широкую кровать”.

Как выяснилось, идеал Кудрявцева – это как раз “Восточный экспресс”. Он идет из Лондона в Венецию восемь дней, а стоимость билета может достигать нескольких тысяч евро. “Это и поезд, и шикарная гостиница, которая позволяет путешествовать с комфортом”, – мечтает Кудрявцев.