Брокер для ипотеки


“Когда мы год назад выходили на рынок кредитного брокериджа, банки смотрели на эту услугу как на экзотику, а сейчас сами звонят и предлагают сотрудничество”, – говорит старший партнер компании “Кредитконсалтинг” Юрий Истомин. Первоначальные инвестиции в новый проект составят $3 млн (более $1 млн – на IT), рассказал “Ведомостям” председатель совета директоров “Фосборн Хоум” Евгений Бернштам.

Это будет “комплексная программа партнерства с банками-кредиторами, застройщиками, риэлторами, страховщиками, оценщиками”, в которой все замкнется на “Фосборн Хоум”, где будут оказываться посреднические услуги частным лицам, говорит Бернштам. “Наша задача – с момента обращения клиента или даже зарождения у него идеи об улучшении жилищных условий замкнуть на себя все этапы и сложные проблемы и решить их”, – рассказал он.

Внешторгбанк пока ни с одним из ипотечных брокеров не установил договорных отношений, рассказывает начальник отдела маркетинга и разработки кредитных продуктов банка Мария Серова. “Большинство брокеров хотят получать комиссию за обращение потенциального заемщика, а не фактическое оформление сделки, – поясняет она. – А по ипотечному кредитованию идет большой отсев клиентов: например, из 100 позвонивших на “горячую линию” не более 15 человек заполняют предварительную анкету заемщика”. Поэтому, по ее словам, хотя банки и заинтересованы в дополнительном канале продаж, главный вопрос для них – сколько и за что надо платить.

По словам гендиректора “Фосборн” Натальи Кирпиченко, компания будет брать комиссию только по факту совершения сделки: 1–3% от суммы кредита с частного клиента, 0,1–0,3% – с банка-кредитора. “Мы ориентировались на рыночные расценки и взяли планку даже [чуть] ниже”, – говорит она. При этом клиент получает подбор варианта кредита, подбор недвижимости, полное сопровождение на всех этапах сделки (отбор документов, госрегистрацию сделки и оформление недвижимости в собственность и т. п.) вплоть до погашения кредита. А для банков компания организует “поток клиентов с готовыми кредитными досье, которые соответствуют его требованиям”, что сокращает его трудозатраты и расходы на рекламу.

Для заемщика декларируемая “Фосборн” комиссия процентов на 20% ниже рыночного уровня, считает Серова: хотя крупные риэлторы предлагают подобные услуги, их меньше и они несколько дороже, поясняет она. “И мы готовы обсудить сотрудничество на условиях “Фосборн”, – добавляет Серова. – Для нас это интересная цена за получение фактического, а не потенциального клиента”.

Бернштам рассчитывает сократить для клиентов расходы при получении и обслуживании ипотечного кредита на 20% (в частности, за счет дисконтных программ).

Истомин сомневается, что проект будет прибыльным: “Если не брать предоплату за услуги, затраты брокера могут не окупиться из-за отсева первичных заявок [потенциальных заемщиков], который может доходить до 80%”.

Однако в АИЖК проект Бернштама называют “серьезной заявкой на успех”. Институт ипотечного брокера только зарождается в России, отмечает замгендиректора АИЖК Александр Черняк, уже есть “несколько брокеров или риэлторских и финансовых компаний, выделивших такое направление”. Но первое соглашение о сотрудничестве на этом рынке АИЖК готовится подписать с “Фосборн Хоум”. “Мне неизвестны другие ипотечные брокеры, предлагающие такой комплексный подход, – поясняет Черняк. – Плюс это самостоятельная компания, специализирующаяся на данном бизнесе”. В АИЖК надеются, что “Фосборн” поставит на поток оформление кредитных дел, по которым банки смогут выдавать кредиты по стандартам АИЖК, которые агентство будет рефинансировать, “обеспечивая себе необходимые объемы закладных”, отмечает Черняк.